Булгаков. Перезагрузка

«Собачье сердце» - пьеса сложной и парадоксальной судьбы. Произведение, написанное в 1925 г., пережило годы гонений, забвения, странствий по иностранным редакциям, и, наконец, в 1987 году оно вернулось на родину на страницах журнала «Знамя». Спустя год благодаря экранизации Владимира Бортко пьеса популярна в народе, даже те, кто не читал «непрограммного» Булгакова, его героев полюбили. Кто они, новые люди? А в театральной среде за постановку «Собачьего сердца» берутся нечасто. Неблагодарное это дело: каждый поклонник писателя невольно выискивает несовпадения с его личным видением. Из метров пьесу ставили Товстоногов, Золотухин. В ряду смельчаков - молодые режиссёры. Таковым стал и актёр краевого театра молодежи Герман Авеличев, который не только осуществил постановку, но и написал к ней сценарий. Жанр пьесы - бессмысленный опыт в двух действиях. Кому же ещё, как не им, молодым, без закостенелых штампов ставить самого Булгакова? У старшего поколения каждая фраза Преображенского звучит голосом Евстигнеева. Но в ходе разговора со зрителями оказалось, что многие старшеклассники и студенты фильм не смотрели. Годы, знаете ли, идут. И они не сравнивают, а ищут себя - через прошлое в настоящее, к будущему. А кто мы в этой истории я? Ответ очень важен. Описанное в повести не потеряло своей актуальности. Эксперименты с появлением «новой формации людей» идут постоянно. В 90-е выросло поколение, которое не могло найти общего языка с предыдущим... Автор постановки решил отойти как можно дальше от сопоставлений с фильмом. В пьесе меньше фарса, больше исследований конфликтных линий - между экспериментатором и подопытным, буржуазией и пролетариатом. Больше резких контрастов - в оформлении спектакля, в характерах персонажей. Актёрская палитра Сцену разрезал белый экран, и в самые драматические моменты действие перемещается за его пространство. Персонажи за экраном обращаются в тени, сам текст усиливается микрофоном и ускоряется. Например, в сжатые минуты, нервно и надрывно сыграли операцию, превратившую собаку в человека. Как только на экспериментировали молодые режиссёры театров страны с Шариковым! В одной из авангардных постановок, главный герой выполз на сцену, запутавшись в шерсти! Актёру театра молодёжи Павлу Пятырову подобная маскировка была бы помехой. Он отлично перенял собачью пластику - умирающего от голода зверя, кусающего блох, умиротворённо ползающего под столом в доме профессора - «уж свезло, так свезло»... И так же органично перевоплотился в индивидуума, над которым начал экспериментировать профессор и продолжил домком с Швондером. В роли Преображенского - актёр Анатолий Мягких, его профессор - интеллигентный и сдержанный, позволяющий раскрыть экспрессию ближе к финалу. А Швондер - Николай Тирищук - намеренно лишён сатирических черт. Человек без доли сомнения готовый загнать себя и всех железной рукой в светлое будущее, проложив дорогу грудью. Прямолинейный и беспощадный, как и его коллега, заведующая культотделом Вяземская, мстящая Преображенскому за один лишь вопрос: «Вы мужчина или женщина?». Достойно выглядят женские персонажи, они сыграны они филигранно. Костюмы, над которыми работала художник Наталья Стороженко, полностью соответствуют эпохе: кожаные «косухи» - пролетарские куртки, плащи, кепки, тоже узнаваемо. Режиссёр показал своё видение пьесы «Собачье сердце». А соглашаться с ним или нет - дело лично каждого. Фото Наташи ЛОТОС КСТАТИ Очередной показ спектакля «Собачье сердце» пройдёт 1 и 2 декабря, начало в 18.30. ДОСЬЕ Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованным Фондом независимого радиовещания, Москва.

Булгаков. Перезагрузка
© АиФ-Владивосток