«Зайцы» на сцене! Создатели мим-театра - об эмоциях, творчестве и любви
Его основатели - Ирина и Валерий Зайцевы, а в профессиональной среде просто «зайцы». Все эти годы они сами создают свои спектакли, сами воспитывают актёров для необычной труппы, сами же вместе с ними выходят на сцену. В 1987 году они окончили Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры (ныне Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов) и вместо того, чтобы искать место под солнцем в советских мегаполисах, отправились покорять Сибирь. Создали в Красноярске свой собственный театр пантомимы, где со зрителем разговаривают только на языке движения тела, не прибегая к помощи слов. Как без слов достучаться до зрительских сердец, создатели театра рассказали корреспонденту «АиФ-Красноярск». Нам не хватает радости Мария Захарова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: За 30 лет изменилось очень многое: у нас страна другая, образ жизни совершенно иной. Скажите, а театр изменился за эти годы? Ирина Зайцева: Конечно, изменился, это вам и театральные критики скажут, и искусствоведы о переменах всё подробно разъяснят. По нашим ощущениям, театр становится более зрелищным, визуальным, появляется много современной драматургии. А пантомима - это и есть визуальный театр. Она может существовать как в синтезе со словом, музыкой, художником, драматургом, так и совершенно обособленно. Это сейчас очень современно. Так что это наш конёк. - Тем не менее иногда современные режиссёры в погоне за новизной, как мне кажется, перегибают палку и доводят всё происходящее на сцене до абсурда. Может, не стоит идти к популярности таким путём? И.З.: Такое существовало во все времена, это нормально. Не хотелось бы в данной ситуации употреблять слово «кризис». Скорее, это поиск того языка, которым актёры и режиссёр будут разговаривать со зрителем. Действительно, сейчас есть некое увлечение западным условным театром. Когда внешняя картинка важнее внутреннего смысла. Но даже условный театр на Западе и у нас всё равно отличаются друг от друга. Валерий Зайцев: Западный театр - это в первую очередь зрелище. Человек приходит в зал для того, чтобы отдохнуть и развлечься. А у нас - Чехов, Достоевский, и каждое сказанное слово имеет вес и несколько значений. И всё же... Художник Серов сказал: «Искусство должно радовать». Для всего остального есть другие дисциплины - наука, образование, дебаты и т. д. Только представьте: человек напахался за день, пришёл вечером в театр, сел в кресло, гаснет свет... и на него оттуда ведро проблем - ух! Лично я убеждён, что человек должен иметь какую-то отдушину, место, где ему станет хорошо. И таким местом может быть именно театр. Мы всегда на взводе, рычим друг на друга частенько. Не потому что человек плохой, а потому что ему радости в жизни не хватает. Поэтому зритель не должен уходить со спектакля в состоянии безнадёги. Это просто преступление! Пена шоу-бизнеса - Герой одного известного советского фильма говорил: «Скоро не будет ничего, одно сплошное телевидение». Но вот уже настала эпоха Интернета, когда в любой момент человек может посмотреть практически всё, что захочет. А зритель всё равно идёт в театр. Как думаете, почему? И.З.: Всё, что можно посмотреть в Интернете, - это картинка, которая просто удивляет, как аттракцион. В театр идут не за зрелищем - за откровением. Театр - это всегда здесь и сейчас. Этот спектакль нельзя будет повторить никогда. На следующий день он будет чуть-чуть другой. Можно посмотреть дважды одну и ту же картину художника, фильм можно пересмотреть. А спектакль - никогда. Даже если в нём не делать никаких изменений: те же артисты, декорации, сцена. - Советские мальчишки совершенно искренне мечтали стать космонавтами, первооткрывателями. Сделать что-то важное, значимое. А сегодня молодёжь мечтает попасть в шоу-бизнес. Что за примета времени такая? В.З.: - Такое стремление к популярности. Человеку важно быть кем-то и чем-то. А в шоу-бизнесе, когда человек на виду, сделать это легче всего. Что нужно, чтобы стать популярным хирургом или специалистом любой другой профессии, которого будет знать весь мир? Ого! А вот популярным артистом стать проще. Отсюда увлечение селфи, когда человек рассказывает и показывает всего себя ради лайков. Я это пеной называю. Форма есть, а внутри ничего. Дунь на эту конструкцию - она развалится, потому что ничего собой не представляет. Они не понимают одной простой вещи: настоящий артист - одна из самых тяжёлых профессий. Эмоционально она очень затратная. Иной раз легче вагон разгрузить и устать физически, потом поспать - и мышцы твои отдохнут. А если ты отработал на сцене так, что утром встаёшь, как будто не ложился? А сегодня опять играть... Эта эмоциональная усталость не снимается простым отдыхом. - А как вам удаётся достучаться до зрительских сердец без слов? И.З.: Сами не понимаем (Улыбается). Конечно, есть разные техники, специальные постановочные приёмы. Наши спектакли мы создаём сами. Валерий Николаевич генерирует идею, я подключаюсь, и так постепенно рождается спектакль. Всё проверяется на площадке действием. В.З.: Дело не столько в технологии. Мы берём темы, которые важны для всех людей, независимо от возраста и национальности. Они не для ума. Для души. Обращены к чувственности зрителя. Если всё делаем правильно, начинаем дышать со зрителем на одной волне, у нас единое дыхание, понимание. И зритель с нами согласен. Так что главная задача - найти тему, которую зритель будет воспринимать так же, как мы. 11 ноября спектаклю «Ё» исполнилось 20 лет. В нём несколько простых и понятных историй, объединённых одной буквой «Ё» - такой родной и многогранной. Он до сих пор актуален. И.З.: Я уверена, что театр способствует очищению. Не воспитанию, это не трибуна и не развлечение. Театр - это очищение. Тот самый катарсис. Неважно, зритель смеётся на представлении или плачет. Всё равно происходит этот момент: «Ах»! Тогда и есть спектакль. Досье Ирина Зайцева. Родилась в 1959 году на Дальнем Востоке. Валерий Зайцев. Родился в 1962 году в Красноярске. Окончили Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры (ныне Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов). Дипломанты и лауреаты всесоюзных, всероссийских и международных театральных фестивалей, члены Союза театральных деятелей России. Валерий Зайцев - директор, артист и художник театра «За двумя зайцами». Ирина Зайцева - бессменный художественный руководитель и режиссёр театра. Создала и уже 25 лет руководит Театральной школой-студией для детей и подростков.