Ещё

Выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» открылась в Москве 

Выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» открылась в Москве
Фото: ТК «Звезда»
МОСКВА, 29 ноября 2017 г. /Пресс-служба ГМИИ имени А. С. Пушкина/. Выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» подготовлена к XXXVII Международному музыкальному фестивалю искусств «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Традиционно куратором проекта выступает президент ГМИИ им. А. С. Пушкина . Экспозиция является продолжением многолетней выставочной стратегии музея, основанной на диалоге между западным и русским искусством. В едином выставочном пространстве представлены выдающиеся произведения передвижников и импрессионистов из коллекций крупнейших музеев России, сопоставлены два величайших явления в художественной культуре XIX столетия. Художественные взгляды и стилистика работ передвижников и импрессионистов нередко расходятся, но в них можно найти неожиданные параллели и точки соприкосновения.
В состав выставки вошло около 80 работ. Среди них произведения мастеров XIX-XX веков, картины и графические листы французских и русских художников из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, работы передвижников из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и других музеев.
В основе экспозиции «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» — научная публикация крупнейшего историка искусства (1917-2003). Особенность ее научного подхода заключалась в стремлении рассматривать русское искусство в мировом контексте, показывать его своеобразие и место среди других европейских школ. Статья «Передвижники и импрессионисты» стала итогом размышлений о формировании во Франции и в России поколения художников с разным мировоззрением и мироощущением, но воодушевленных борьбой с академизмом и различными путями пришедших к решению схожих задач.
Кураторская группа, следуя за оригинальной мыслью исследователя, создает в пространстве музея реальное отражение единого культурного процесса, показывает общий фон художественной жизни России и Франции последней четверти XIX века и соотносит два значительных явления на примере их наиболее ярких представителей. В экспозиции зритель увидит сопоставления картин и полотен и , Альфреда Сислея и , и , Николая Ярошенко и  Ренуара, и Анри де Тулуз-Лотрека.
В залах выставки представлены также знаменитые произведения постимпрессионистов — , Винсента ван Гога, Поля Гогена. Эти мастера не были объединены общей программой или художественным методом, но были современниками импрессионистов, их «учениками».
Экспозиция «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» продолжает серию проектов, посвященных аспектам взаимных влияний, параллелей и диалогов в творчестве художников различных эпох и стран. Среди наиболее ярких примеров таких выставок: «Москва — Париж. 1900-1930» (1982), «Москва — Берлин. 1900-1950» (1996), «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» (2005), «Голоса воображаемого музея Андре Мальро» (2016-2017).
Программа музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» 2017 года продолжает основную тему выставки. В концертах прозвучат произведения , Клода Дебюсси и , применявших в своем творчестве стилистику и эстетику импрессионизма. В сопоставлении с произведениями французских композиторов будет исполнена музыка , , и др.
Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. А. С. Пушкина: «В работе над проектом выставки общие усилия специалистов в области русского искусства из Государственной Третьяковской Галереи и кураторов французского собрания из ГМИИ им. А. С. Пушкина были направлены на то, чтобы убедительно проиллюстрировать оригинальные идеи Н. А. Дмитриевой художественными произведениями из музейных коллекций. В первую очередь мы опирались на размышления и выводы Нины Дмитриевой о том, что оба художественных направления были конкретной формой творческого сознания, характерного для данного исторического периода, оба оказали влияние на дальнейшее развитие искусства. И в этом смысле они являются неотъемлемой частью друг друга — отражением и выражением общественного сознания целой эпохи, ее устремлений и чаяний. Сопоставление творчества русских и французских мастеров, передвижников и импрессионистов, в едином выставочном пространстве — это яркая демонстрация двух величайших явлений в художественной культуре XIX столетия».
Автор идеи и проекта: Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. А. С. Пушкина
Кураторская группа
ГМИИ им. А. С. Пушкина:
, зав. отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
Анна Познанская, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
, зав. отделом личных коллекций.
Алла Луканова, зам. зав. отделом личных коллекций.
Государственная Третьяковская галерея:
Татьяна Юденкова, зав. отделом живописи второй половины XIX — начала XX века.
Ольга Атрощенко, н.с. отдела живописи второй половины XIX — начала XX века.
Участники выставки:
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва
Музей А. М. Горького Института мировой литературы имени А. М. Горького , Москва
Музей-квартира Ф. М. Достоевского, Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Калужский музей изобразительных искусств
Видео дня. Что убило легендарную Людмилу Пахомову в 39 лет
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео