Ещё

Преодоление звукового барьера 

Преодоление звукового барьера
Фото: Коммерсантъ - Weekend
о «Прозе» Электротеатр «Станиславский» показал мировую премьеру оперы «Проза», написанной и поставленной Владимиром Ранневым по текстам и : образцово-показательный пример актуального театра, последовательно размывающего границы между традиционными жанрами и специальностями Движущая сила любой оперы, говорил легендарный интендант , заключена в конфликте слова, музыки и действия. Напряжение, возникающее между ключевыми составляющими жанра, и определяет в конечном счете индивидуальный облик каждой партитуры. Четырехвековую историю оперы вообще можно представить как историю пересмотра иерархии элементов музыкально-драматического целого, и в этом смысле «Проза» Владимира Раннева — важная веха в биографии жанра. Про очередную оперную премьеру Электротеатра с самого начала было известно, что один из ведущих российских композиторов поколения сорокалетних сам станет постановщиком своей новой партитуры — но в самом этом факте в контексте современного искусства нет ничего необычного. Да и Раннев не новичок в оперной режиссуре — в 2012 году он бережно вписал свои «Два акта» в пространство Главного штаба . Впрочем, тогда Раннев-композитор и Раннев-постановщик соотносились друг с другом в рамках почтенной модели «авторский текст и его интерпретация», к тому же опера на либретто вроде бы и предусматривала театральную реализацию, но вполне могла обойтись и без нее. А вот «Прозу» сложно представить себе в концертном исполнении и практически невозможно — в аудиозаписи. Музыка четвертой по счету оперы Раннева начинает по-настоящему звучать только тогда, когда ей контрапунктирует действие, в главные герои которого выведена литературная первооснова. Отправной точкой для сочинения «Прозы» стала идея монтажа двух не связанных между собой текстов. Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» — постепенно съезжающая из гиперреализма в фантасмагорию история о том, как родители убитой девочки усыновили преступника, и чеховская повесть «Степь» соотносятся у Раннева так же, как фотопленка и проявитель. Текст Мамлеева зритель не слышит, а читает, зато от первого до последнего слова: дебютирующая на театральных подмостках художница превратила его в восьмидесятиминутный комикс на полупрозрачном зеркальном экране, отделяющем сцену Электротеатра от зрительного зала. Вписанные в эту анимационную ткань живые артисты кажутся невольниками не столько даже судьбы, сколько породившего их пространства: безмолвные, статичные, плоские, одномерные, не действующие, но покоряющиеся ходу вещей человеческие фигуры на считанные секунды высвечиваются лучом софита, чтобы проиллюстрировать развитие сюжета — и снова потонуть в кромешном мамлеевском мороке. Сама идея совмещения анимации и театра не нова — на западной сцене ее в последние годы по-разному разрабатывали такие несхожие художники, как  и британская группа «1927». В «Прозе» этот прием мастерски работает на общий замысел. Комикс Алексеевой — это помнящий и о русском лубке, и о Уорхоле с Лихтенштейном дольний мир «Прозы», намеренно буквально иллюстрирующий фабулу «Жениха»: парад-алле символов, мифов и икон массовой культуры, помещенных в коробку сцены, словно в реликварий. При этом рецепт «Прозы» — смешать, но не взбалтывать: Раннев и Алексеева не растворяют ингредиенты спектакля друг в друге (как поступает, скажем, старший коллега Раннева — композитор-режиссер ), но выстраивают из слышимого и видимого стереофоническую систему отражающихся друг в друге интертекстов. В результате получается на удивление точный театральный эквивалент мамлеевского «метафизического реализма»: спектакль выглядит развернутым комментарием к тезису о том, что за окружающей нас действительностью — на первый взгляд грубо-телесной, а на самом деле совершенно бесплотной, как сигнал видеопроектора, — скрыта еще одна реальность, невидимая, но вполне осязаемая для посвященных. Горний мир спектакля — это партитура для восьми голосов на текст чеховской «Степи», виртуозно исполняемая ансамблем N'Caged и солистами хора Электротеатра под управлением Арины Зверевой. В лишенном инструментального сопровождения и оттого кажущемся особенно нематериальным вокале слышится биение той подлинной «жизни человеческого духа», о материализации которой на сцене мечтал Станиславский и которой адресовал свою прозу Мамлеев. Музыка человеческих голосов — это экзистенциальный, метафизический план «Прозы» — и то, что большую часть спектакля публика не видит исполнителей, чьи фигуры лишь изредка возникают на экране в пятнах голограммы, только усиливает этот эффект. Партитура и сценический текст развиваются параллельно с несовпадающими кульминациями и спадами: они взаимодействуют как волна и волнорез, то и дело меняясь местами — чем выше достраивается волнорез, тем выше становится волна, тем мощнее ее напор. Оба информационных потока пересекаются единственный раз ближе к финалу спектакля: хоровому унисону, которым чеховский герой «приветствует новую, неведомую жизнь, которая теперь начинается для него», вторит мамлеевское «мы живем в самом лучшем из миров». Насчет лучшего из миров можно не соглашаться, но «Проза» Раннева в любом случае знаменует собою преодоление важного барьера. Театральный текст здесь не просто зашит внутрь музыкального, но является обязательным условием его реализации. А то, что до логического предела ключевой прием актуальной оперной режиссуры в данном случае доводит именно композитор, превращает «Прозу» из просто очень яркой и удачной работы в явление нового театрального формата. Электротеатр «Станиславский», 21-24 февраля
«Золотая Маска» online: «Сирано де Бержерак»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео