Как физики лириками стали – неформальная беседа с префектом Анатолием Смирновым
Префект Зеленоградского административного округа Анатолий Смирнов: «Культурные потребности современной молодежи меняются, никто не станет этого отрицать. А государство и общество должны эти потребности удовлетворять». «Прохладная тень высоких дерев» Сегодня мы поговорим о созревании культурного комплекса Зеленограда. Но вы знаете, что еще великий римлянин Цицерон определил понятие «культура», как «возделывание души человека». Высокопарно звучит, конечно, но любой человек с чего-то начинается, и кто-то в его душе, извините, делает посевы. Повсюду тишина: природа засыпает. И звезды в высоте так сладостно горят! Заря на западе далеком потухает, По небу облачка едва-едва скользят… Это стихи известной поэтессы XIX века Юлии Жадовской, о которой с почтением отзывались И.Тургенев и В.Белинский, П.Вяземский, К.Брюллов. Ее могила находится на погосте храма Воскресения Иисуса Христа в селе Воскресения, неподалеку от небольшого города Буй Костромской области. Рядом в усадьбе в деревне Толстиково поэтесса провела последние годы жизни. В этом тихом деревянном городе, которому в прошлом году исполнилось 470 лет, родился и провел юность Анатолий Смирнов. – Конечно, я не раз бывал в этих местах в детстве, – с удовольствием подтвердил Анатолий Николаевич. – Поблизости, в деревне Логиново, родилась моя мама. В школе нам об известной землячке рассказывали, но позже я узнал о ней больше: ежегодно приезжаю на малую Родину, иду в местный музей проверить, не появились ли обновления. Этот музей мне напоминает историко-краеведческий музей Зеленограда, когда его директором была Т.Визбул. Вспоминать можно долго. Например, праздники, почитаемые в народе – 1 мая и 7 ноября, естественно, но и Троица, и Пасха. И советские, и церковные торжества никто не разделял и не осуждал. Бабушки ходили в церковь и отстаивали Всенощную, ребятишки играли крашеными яйцами. Причем все праздники отмечали на улицах с длинными рядами деревянных домов. Люди собирались у дома на поляне, где стоял большой стол со скамейками. Приходили со своими табуретками, продуктами. Мой сосед, дядя Ваня, еще с Георгиевским крестом пришедший с Первой мировой войны, воевавший и на Финской, и на Великой Отечественной, лихо играл на гармошке. И хороводы водили. Я это вижу, как сегодня, будто дядя Ваня вчера на инструменте солировал. Я хочу видеть… Зеленоград, 17-летний Анатолий Смирнов поступает в МИЭТ, где учиться нужно было, что называется, по полной программе. Но после учебы молодые ребята шли… – Было все, что соответствовало этому времени. Московские выставки и кино, театры. Доставали билеты, куда могли. Один из наших однокурсников подрабатывал в театре на Таганке и снабжал контрамарками. А ведь тогда в этом легендарном театре играл Владимир Высоцкий: И холодное корявое вымя сквозь тьму Прижимал я, как хлеб, к истощенным векам. Проведите, проведите меня к нему, Я хочу видеть этого человека! Это роль Хлопуши из спектакля «Пугачев» по одноименной поэме Сергея Есенина. Высоцкий не говорил, он кричал, хрипел. Кстати, Владимир Семенович несколько раз приезжал в 70-х годах прошлого века в Зеленоград. Однажды он выступал в клубе «Вече», находившемся в Доме знаний в 3-м микрорайоне. В этом клубе нередко проводились встречи с интересными людьми. – И в Зеленограде тогда находились места, где студенты отдыхали, развлекались, а кто-то и целовался, – заметил префект. – Работал кинотеатр «Электрон», позднее открылась «Эра». Я был в числе организаторов одного из первых в Зеленограде конкурсов местных вокально-инструментальных ансамблей в «Электроне», полные залы собирались. Конечно, чаще эти ансамбли играли на танцверанде. У нас и лира не в загоне В 1959 г. в «Литературной газете» поэт Борис Слуцкий писал: Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне… Отсюда и пошло летучее «физики и лирики». Город ученых и инженеров Зеленоград, с одной стороны, неотъемлемая часть громадной столицы. С другой – сформировавшаяся общность людей, живших в компактном, быстро растущем наукограде. И обитавшие здесь люди имели очень приличные интеллектуальные запросы, и культурные в том числе – иначе не бывает. Нетипичным всегда оставался Зеленоград, что усложняло его управление и удовлетворение культурных потребностей. – Изначально все зарождалось у нас на основе самодеятельности, от инициативы конкретных творческих людей, – отметил Анатолий Николаевич. – Намеренно никто специалистов в сфере культуры в Зеленоград не присылал. Свой досуг самостоятельно украшали и строители, и ученые, и инженеры. Физиками и лириками у нас были одни и те же люди. В основном организаторами культуры оказывались профсоюзы и комсомол конкретных организаций. Даже известные центры культуры строились на средства Министерства электронной промышленности СССР и числились на балансе отдельных предприятий. «Центр досуга» – на балансе «Микрона». Дворец культуры (Культурный центр «Зеленоград») содержал НИИМ «Элма». По словам А.Смирнова, благодаря руководству префектуры начала 90-х годов прошлого века и, в частности, префекту Алексею Ищуку, ДК остался в собственности города как объект культуры. Музей долгое время содержал НИИ микроприборов. – Я в комитете комсомола института в свое время лично курировал деятельность музея. Первый музей трудовой славы создали на заводе «Ангстрем». То есть зарождение музеев в Зеленограде – инициативы предприятий. Конечно, открывались музыкальные школы, библиотеки под управлением городского исполкома. Для выступления певцов, актеров использовались все площадки, включая школы. Помню, я встречал в городе Александра Градского – он давал концерт в зале совещаний «Научного центра». В целом достаточно насыщенная культурная жизнь города была, можно так сказать, общей для всех. Твоя судьба зависит от этих подмостков Михаил Щепкин: – Я тебе признаюсь – мне в свое время предлагали перейти на работу в Москву. Я отказался. Потому что Зеленоград – это мой город. Я сюда приехал учиться, окончил институт. Жил, работал всю сознательную жизнь. Женился: дети, внуки – все зеленоградцы. Я как бы врос корнями в этот город. И тут уже дели, кто чей: я его или он мой… Я так скажу – я не по себе сужу, я по жизни убежден, что эффективно может работать только тот человек, у которого есть это вот предназначение… Это кто из вас сказал? Многие скажут? Нет, не инкогнито – это монолог Чиновника из нового спектакля Ведогонь-театра «Белки, сосны, микросхемы», премьера которого прошла 17 ноября. Зеленоградский префект тоже учился здесь и окончил институт, всю жизнь работал, семья, дети и внуки – зеленоградцы. Предназначение… – Анатолий Николаевич, культурный комплекс Зеленограда к концу 80-х годов прошлого века сформировался. Но рождение театра все-таки стало экстраординарным явлением? – Новый серьезный театр – уникальное явление не только для Зеленограда. В конце 80-х четверо выпускников Высшего театрального училища им. М.Щепкина пришли в горисполком и райком комсомола с желанием создать театральную студию. Среди них оказался единственный зеленоградец, кстати, воспитанник хора «Кантилена» Павел Курочкин. Горел! Горожане поддержали начинание. Содержание театра, обучение специального курса в прославленном щепкинском училище, оплату постановок взяли на себя банк «Технополис», компания «Дока». Арендовали помещение в 6-м микрорайоне, давали средства на костюмы, декорации. А в 1999 г. театр получил статус профессионального. Префектура смогла добиться права для театра пользоваться малым залом кинотеатра «Эра», ставшим затем его собственностью. – Какой из спектаклей за эти годы вам понравился больше всего? – Не хочу, да и не могу выделить конкретную постановку – каждая из работ была по-своему примечательна. Ведогонь – театр, с самым началом деятельности которого связана и моя судьба, и мне сложно объективно оценить его работу. Но мы видим: практически на каждом спектакле аншлаги, среди зрителей много молодежи, в студиях при театре – наплыв. Это и есть оценка его творчества. В любом случае, Ведогонь-театр – настоящая гордость Зеленограда, и это объективно. – Если вернуться к премьере, вы участвовали в ее создании? – А я разве работаю в театре? Художественный руководитель Павел Курочкин советовался со мной, как и с сотнями других зеленоградцев. Правда, перед началом постановки он полностью прочитал мне сценарий. Безусловно, жанр и постановка спектакля необычны. Поражает смелость автора и режиссера, художника, актеров. Это спектакль, посвященный 60-летию Зеленограда, о времени, судьбах земляков – такой крайне сложно создавать. Я бы назвал форму спектакля социальным реализмом с серьезным отношением ко времени, но и с изрядной долей юмора. Город талантливых людей Недавно встречался с директором детской школы искусств им. Дягилева Евгением Ротчевым. 3 ноября нынешнего года ему вручили Гран-при конкурса грантов мэра Москвы в сфере культуры и искусств. Лучшая школа столицы? Евгений Викторович тогда скромно заметил, что, хотя награда очень почетна, нужно иметь в виду, что в столице множество подобных школ очень высокого мастерства. Может быть, излишняя скромность? Но… Весной 2006 г. в немецком Унтершляйсхайме (расположенном в 18 километрах к северу от центра столицы Баварии Мюнхена) – городе-побратиме Зеленограда – проходили торжества по поводу открытия огромного и престижного конгресс-холла. На праздник пригласили и всемирно известный хор «Кантилена», который в свое время выступал в Ватикане, Сенате США. Хор – составная часть дягилевской школы искусств. В конгресс-холле, рассчитанном более чем на две тысячи зрителей, после концерта «Кантилены» случилось светопреставление: слушатели – весь цвет северных районов Мюнхена – стоя аплодировали, не отпуская со сцены зеленоградских девчонок. – Так чему вы удивляетесь? – удивился, в свою очередь, Анатолий Смирнов. – Помню, на следующий день после концерта девочки-хористки, гуляя по городу, зашли в один из костелов. Что вы думаете – их узнали и тут же попросили спеть. Я сам это видел – случайно зашел в тот же костел и слышал этот спонтанный концерт. Первая зарубежная поездка «Кантилены» в знаменитый город болгарских юмористов Габрово прошла в 1998 г., я ее сопровождал как заместитель председателя горисполкома. Больше ста человек хора, хореографическое отделение – было нелегко. Но вы бы тогда видели, как восхищались выступлением наших девчонок благодарные болгары. Почему, вы спрашиваете, у зеленоградских школ искусств столько наград и успехов? Потому что Зеленоград – город талантливых людей. А его достижения – результат накопленного потенциала. – Как вы считаете, воздействие интернет-культуры на молодежь действительно очень велико или это преувеличено? – Конечно, велико, что же сомневаться. Противостоять современным технологиям? Бессмысленно! Напротив, надо постараться использовать их максимально полезно. Учиться использовать, а пока мы не слишком умеем это делать. Культурные потребности современной молодежи меняются, никто не станет этого отрицать. А государство и общество должны эти потребности удовлетворять, а не бороться с ними. Это касается литературы, музыки, кино, театра, живописи. Контент должен быть другой. Запрещать входить во Всемирную паутину? Смешно. Вопрос в том, что молодой человек там найдет. Совсем непотребные сайты надо блокировать. Возрастные ограничения вводить. А вообще нужно что-то предлагать, а не надевать повязку на глаза. Поддерживать юных талантливых ребят, пустить их в Сеть, эфир, на театральные подмостки. Наступать следует, а не защищаться. Нужно заметить, что великолепные ансамбли, поэты и писатели подчас не могут прорваться к массовой аудитории – так надо им помочь. Есть такие инструменты. После работы Даже у самого загруженного человека обнаруживается свободное время. Почитать, посмотреть фильм, послушать музыку. «С тех пор они часто встречали волка в лесу. Когда они обедали, волк садился рядом. Христофор бросал ему куски хлеба, и волк, клацая зубами, ловил их на лету…» Это фразы из романа Евгения Водолазкина «Лавр», который Анатолий Николаевич прочитал в последнее время. – Читаю много, прежде всего, в отпуске, – признал он, – и, прежде всего, книги, которые советуют друзья, дочка, жена. Недавно – это и «Обитель» Захара Прилепина, и совсем другая книга об истории компании «Nike» Фила Найта «Продавец обуви». Особняком, конечно, «Русская идея» великого Николая Бердяева – ее штудирую понемногу, с карандашом. Трудно, увлекательно, созвучно сегодняшним мыслям, настроениям. Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Не перестаю восхищаться – от его философских идей отталкивается множество мыслителей. Музыка – это джаз. Фильмы? Анатолий Николаевич не считает себя киноманом, но обожает картины Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Никиты Михалкова. Впрочем, времени после работы остается немного. Вот и нам уже пора уходить – срочный звонок: пора действовать. Владимир Ратманский