Ещё

Как физики лириками стали — неформальная беседа с префектом Анатолием Смирновым 

Фото: Префектура Зеленоградского административного округа
Префект Зеленоградского административного округа : «Культурные потребности современной молодежи меняются, никто не станет этого отрицать. А государство и общество должны эти потребности удовлетворять».
«Прохладная тень высоких дерев»
Сегодня мы поговорим о созревании культурного комплекса Зеленограда. Но вы знаете, что еще великий римлянин Цицерон определил понятие «культура», как «возделывание души человека». Высокопарно звучит, конечно, но любой человек с чего-то начинается, и кто-то в его душе, извините, делает посевы.
Повсюду тишина: природа засыпает.
И звезды в высоте так сладостно горят!
Заря на западе далеком потухает,
По небу облачка едва-едва скользят…
Это стихи известной поэтессы XIX века Юлии Жадовской, о которой с почтением отзывались И. Тургенев и В. Белинский, П. Вяземский, К. Брюллов. Ее могила находится на погосте храма Воскресения в селе Воскресения, неподалеку от небольшого города Буй Костромской области. Рядом в усадьбе в деревне Толстиково поэтесса провела последние годы жизни. В этом тихом деревянном городе, которому в прошлом году исполнилось 470 лет, родился и провел юность Анатолий Смирнов.
— Конечно, я не раз бывал в этих местах в детстве, — с удовольствием подтвердил Анатолий Николаевич. — Поблизости, в деревне Логиново, родилась моя мама. В школе нам об известной землячке рассказывали, но позже я узнал о ней больше: ежегодно приезжаю на малую Родину, иду в местный музей проверить, не появились ли обновления. Этот музей мне напоминает историко-краеведческий музей Зеленограда, когда его директором была Т. Визбул.
Вспоминать можно долго. Например, праздники, почитаемые в народе — 1 мая и 7 ноября, естественно, но и Троица, и Пасха. И советские, и церковные торжества никто не разделял и не осуждал. Бабушки ходили в церковь и отстаивали Всенощную, ребятишки играли крашеными яйцами. Причем все праздники отмечали на улицах с длинными рядами деревянных домов. Люди собирались у дома на поляне, где стоял большой стол со скамейками. Приходили со своими табуретками, продуктами. Мой сосед, дядя Ваня, еще с Георгиевским крестом пришедший с Первой мировой войны, воевавший и на Финской, и на Великой Отечественной, лихо играл на гармошке. И хороводы водили. Я это вижу, как сегодня, будто дядя Ваня вчера на инструменте солировал.
Я хочу видеть…
Зеленоград, 17-летний Анатолий Смирнов поступает в МИЭТ, где учиться нужно было, что называется, по полной программе. Но после учебы молодые ребята шли…
— Было все, что соответствовало этому времени. Московские выставки и кино, театры. Доставали билеты, куда могли. Один из наших однокурсников подрабатывал в театре на Таганке и снабжал контрамарками.
А ведь тогда в этом легендарном театре играл Владимир Высоцкий:
И холодное корявое вымя сквозь тьму
Прижимал я, как хлеб, к истощенным векам.
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека!
Это роль Хлопуши из спектакля «Пугачев» по одноименной поэме . Высоцкий не говорил, он кричал, хрипел. Кстати, Владимир Семенович несколько раз приезжал в 70-х годах прошлого века в Зеленоград. Однажды он выступал в клубе «Вече», находившемся в Доме знаний в 3-м микрорайоне. В этом клубе нередко проводились встречи с интересными людьми.
— И в Зеленограде тогда находились места, где студенты отдыхали, развлекались, а кто-то и целовался, — заметил префект. — Работал кинотеатр «Электрон», позднее открылась «Эра». Я был в числе организаторов одного из первых в Зеленограде конкурсов местных вокально-инструментальных ансамблей в «Электроне», полные залы собирались. Конечно, чаще эти ансамбли играли на танцверанде.
У нас и лира не в загоне
В 1959 г. в «Литературной газете» поэт Борис Слуцкий писал:
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне…
Отсюда и пошло летучее «физики и лирики». Город ученых и инженеров Зеленоград, с одной стороны, неотъемлемая часть громадной столицы. С другой — сформировавшаяся общность людей, живших в компактном, быстро растущем наукограде. И обитавшие здесь люди имели очень приличные интеллектуальные запросы, и культурные в том числе — иначе не бывает. Нетипичным всегда оставался Зеленоград, что усложняло его управление и удовлетворение культурных потребностей.
— Изначально все зарождалось у нас на основе самодеятельности, от инициативы конкретных творческих людей, — отметил Анатолий Николаевич. — Намеренно никто специалистов в сфере культуры в Зеленоград не присылал. Свой досуг самостоятельно украшали и строители, и ученые, и инженеры. Физиками и лириками у нас были одни и те же люди. В основном организаторами культуры оказывались профсоюзы и комсомол конкретных организаций.
Даже известные центры культуры строились на средства Министерства электронной промышленности СССР и числились на балансе отдельных предприятий. «Центр досуга» — на балансе . Дворец культуры (Культурный центр «Зеленоград») содержал НИИМ «Элма». По словам А. Смирнова, благодаря руководству префектуры начала 90-х годов прошлого века и, в частности, префекту , ДК остался в собственности города как объект культуры. Музей долгое время содержал НИИ микроприборов.
— Я в комитете комсомола института в свое время лично курировал деятельность музея. Первый музей трудовой славы создали на заводе «Ангстрем». То есть зарождение музеев в Зеленограде — инициативы предприятий. Конечно, открывались музыкальные школы, библиотеки под управлением городского исполкома.
Для выступления певцов, актеров использовались все площадки, включая школы. Помню, я встречал в городе  — он давал концерт в зале совещаний «Научного центра». В целом достаточно насыщенная культурная жизнь города
была, можно так сказать, общей для всех.
Твоя судьба зависит от этих подмостков
Михаил Щепкин:
— Я тебе признаюсь — мне в свое время предлагали перейти на работу в Москву. Я отказался. Потому что Зеленоград — это мой город. Я сюда приехал учиться, окончил институт. Жил, работал всю сознательную жизнь. Женился: дети, внуки — все зеленоградцы. Я как бы врос корнями в этот город. И тут уже дели, кто чей: я его или он мой… Я так скажу — я не по себе сужу, я по жизни убежден, что эффективно может работать только тот человек, у которого есть это вот предназначение…
Это кто из вас сказал? Многие скажут? Нет, не инкогнито — это монолог Чиновника из нового спектакля Ведогонь-театра «Белки, сосны, микросхемы», премьера которого прошла 17 ноября. Зеленоградский префект тоже учился здесь и окончил институт, всю жизнь работал, семья, дети и внуки — зеленоградцы. Предназначение…
— Анатолий Николаевич, культурный комплекс Зеленограда к концу 80-х годов прошлого века сформировался. Но рождение театра все-таки стало экстраординарным явлением?
— Новый серьезный театр — уникальное явление не только для Зеленограда. В конце 80-х четверо выпускников Высшего театрального училища им. М. Щепкина пришли в горисполком и райком комсомола с желанием создать театральную студию. Среди них оказался единственный зеленоградец, кстати, воспитанник хора «Кантилена» . Горел!
Горожане поддержали начинание. Содержание театра, обучение специального курса в прославленном щепкинском училище, оплату постановок взяли на себя банк «Технополис», компания «Дока».
Арендовали помещение в 6-м микрорайоне, давали средства на костюмы, декорации. А в 1999 г. театр получил статус профессионального. Префектура смогла добиться права для театра пользоваться малым залом кинотеатра «Эра», ставшим затем его собственностью.
— Какой из спектаклей за эти годы вам понравился больше всего?
— Не хочу, да и не могу выделить конкретную постановку — каждая из работ была по-своему примечательна. Ведогонь — театр, с самым началом деятельности которого связана и моя судьба, и мне сложно объективно оценить его работу. Но мы видим: практически на каждом спектакле аншлаги, среди зрителей много молодежи, в студиях при театре — наплыв. Это и есть оценка его творчества. В любом случае, Ведогонь-театр — настоящая гордость Зеленограда, и это объективно.
— Если вернуться к премьере, вы участвовали в ее создании?
— А я разве работаю в театре? Художественный руководитель Павел Курочкин советовался со мной, как и с сотнями других зеленоградцев. Правда, перед началом постановки он полностью прочитал мне сценарий. Безусловно, жанр и постановка спектакля необычны. Поражает смелость автора и режиссера, художника, актеров. Это спектакль, посвященный 60-летию Зеленограда, о времени, судьбах земляков — такой крайне сложно создавать. Я бы назвал форму спектакля социальным реализмом с серьезным отношением ко времени, но и с изрядной долей юмора.
Город талантливых людей
Недавно встречался с директором детской школы искусств им. Дягилева Евгением Ротчевым. 3 ноября нынешнего года ему вручили Гран-при конкурса грантов мэра Москвы в сфере культуры и искусств. Лучшая школа столицы? Евгений Викторович тогда скромно заметил, что, хотя награда очень почетна, нужно иметь в виду, что в столице множество подобных школ очень высокого мастерства. Может быть, излишняя скромность? Но…
Весной 2006 г. в немецком Унтершляйсхайме (расположенном в 18 километрах к северу от центра столицы Баварии Мюнхена) — городе-побратиме Зеленограда — проходили торжества по поводу открытия огромного и престижного конгресс-холла. На праздник пригласили и всемирно известный хор «Кантилена», который в свое время выступал в Ватикане, .
Хор — составная часть дягилевской школы искусств. В конгресс-холле, рассчитанном более чем на две тысячи зрителей, после концерта «Кантилены» случилось светопреставление: слушатели — весь цвет северных районов Мюнхена — стоя аплодировали, не отпуская со сцены зеленоградских девчонок.
— Так чему вы удивляетесь? — удивился, в свою очередь, Анатолий Смирнов. — Помню, на следующий день после концерта девочки-хористки, гуляя по городу, зашли в один из костелов. Что вы думаете — их узнали и тут же попросили спеть. Я сам это видел — случайно зашел в тот же костел и слышал этот спонтанный концерт.
Первая зарубежная поездка «Кантилены» в знаменитый город болгарских юмористов Габрово прошла в 1998 г., я ее сопровождал как заместитель председателя горисполкома. Больше ста человек хора, хореографическое отделение — было нелегко. Но вы бы тогда видели, как восхищались выступлением наших девчонок благодарные болгары. Почему, вы спрашиваете, у зеленоградских школ искусств столько наград и успехов? Потому что Зеленоград — город талантливых людей. А его достижения — результат накопленного потенциала.
— Как вы считаете, воздействие интернет-культуры на молодежь действительно очень велико или это преувеличено?
— Конечно, велико, что же сомневаться. Противостоять современным технологиям? Бессмысленно! Напротив, надо постараться использовать их максимально полезно. Учиться использовать, а пока мы не слишком умеем это делать.
Культурные потребности современной молодежи меняются, никто не станет этого отрицать. А государство и общество должны эти потребности удовлетворять, а не бороться с ними. Это касается литературы, музыки, кино, театра, живописи. Контент должен быть другой.
Запрещать входить во Всемирную паутину? Смешно. Вопрос в том, что молодой человек там найдет. Совсем непотребные сайты надо блокировать. Возрастные ограничения вводить. А вообще нужно что-то предлагать, а не надевать повязку на глаза. Поддерживать юных талантливых ребят, пустить их в Сеть, эфир, на театральные подмостки. Наступать следует, а не защищаться. Нужно заметить, что великолепные ансамбли, поэты и писатели подчас не могут прорваться к массовой аудитории — так надо им помочь. Есть такие инструменты.
После работы
Даже у самого загруженного человека обнаруживается свободное время. Почитать, посмотреть фильм, послушать музыку.
«С тех пор они часто встречали волка в лесу. Когда они обедали, волк садился рядом. Христофор бросал ему куски хлеба, и волк, клацая зубами, ловил их на лету…»
Это фразы из романа «Лавр», который Анатолий Николаевич прочитал в последнее время.
— Читаю много, прежде всего, в отпуске, — признал он, — и, прежде всего, книги, которые советуют друзья, дочка, жена. Недавно — это и «Обитель» , и совсем другая книга об истории компании «Nike» Фила Найта «Продавец обуви». Особняком, конечно, «Русская идея» великого  — ее штудирую понемногу, с карандашом. Трудно, увлекательно, созвучно сегодняшним мыслям, настроениям.
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.
Не перестаю восхищаться — от его философских идей отталкивается множество мыслителей.
Музыка — это джаз. Фильмы? Анатолий Николаевич не считает себя киноманом, но обожает картины , , .
Впрочем, времени после работы остается немного. Вот и нам уже пора уходить — срочный звонок: пора действовать.
Владимир Ратманский
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео