Шампанское Cristal возвращается на историческую родину

Поставщик российского императорского двора вновь поставляет в Россию.

Шампанское Cristal возвращается на историческую родину
© depositphotos.com

Louis Roederer — шампанский Дом, которым семья Родерер владеет с 1776 года. Волею судьбы его история оказалась тесно переплетенной с историей России. В центре хитросплетения сюжетных линий и человеческих судеб — легендарный бренд шампанского Cristal.

© DR

В 1833 году, когда компанию унаследовал Луи Родерер, русский рынок стал ключевым для Дома. Русская знать пристрастилась к шампанскому во время Наполеоновских войн, когда войска Священного союза оккупировали Шампань. Русским частям под предводительством князя Сергея Александровича Волконского случилось быть расквартированными в Реймсе: русские офицеры оказались очень выгодными покупателями.

Вслед за военными шампанское полюбили все зажиточные слои российского общества. Торговые агенты Луи Родерера с успехом покоряли российское пространство. Один из них вспоминал в 1843 году: «Прибыл вчера в Ригу после одного из худших путешествий, когда-либо мною предпринятых, — из-за ужасного состояния дорог и пересечения 3-х рек, одна из которых задержала нас на 36 часов…». «Вина находились при температуре минус 20 градусов»,- писал другой агент в 1849 году, — «поэтому, несмотря на то, что ящики с вином были завернуты в толстые войлочные одеяла, бутылки по краям ящика все равно прибыли замерзшими».

Но никаким морозам было не под силу остановить моду на шампанское. В 1850 году Луи Родерер продал в России 379 535 бутылок шампанского, 1873 году — 666 386 бутылок, общий же объем производства компании в том же году составил 2,5 миллиона бутылок. Особенный успех шампанское имело на банкетах офицеров царской армии. Один из типичных способов завершения празднества выглядел так: все мужчины вставали с мест и один за другим становились в цепочку возле стола. Первый в цепочке выпивал бокал шампанского одним глотком, после чего бросал пустой бокал через плечо и на четвереньках проползал под столом, чтобы вылезти с другой стороны. Следующие за ним делали то же самое и так до бесконечности. Самые слабые оставались под столом мертвецки пьяными, а остальные перелезали через них как могли. Торговые агенты фирмы Roederer никогда не засыпали под столом. Возможно, это стало главным репутационным козырем вина.

Самым главным достижением Дома в России стал успех при дворе. 7 июня 1867 года в Париже, в «Английском кафе», (сегодня этот ресторан известен как La Tour d’Argent) состоялась «встреча трех императоров», на которой присутствовали Кайзер Вильгельм I Гогенцоллерн, царь Александр II и цесаревич, ставший потом Александром III. Среди заказанных вин было и шампанское Louis Roederer. Впрочем, это был еще не Cristal, хотя и есть версия, что знаменитая прозрачная бутылка впервые появилась именно тогда, в целях антитеррористической профилактики. Что действительно важно, так это то, что Александр II был большим ценителем шампанского и лично контролировал приобретение вин для своих нужд. В 1876 году, согласно приказу Александра, хранитель погреба Императорского двора совершил свое первое из ежегодных путешествий в Реймс, чтобы принять участие в составлении персонального царского кюве, которое, кстати, стало также первым в истории винтажным шампанским.

История хрустальной бутылки началась с высочайшего недовольства тем фактом, что обернутые согласно правилам сервировки в салфетки бутылки были неопознаваемы. Хрустальная бутылка стала лайфхаком для царя: ее прозрачное горлышко указывало именно на «то самое» кюве.

Эта находка стала настоящим триумфом Louis Roederer. Год спустя Луи Родерер II пожертвовал 1000 рублей Московскому комитету французской благотворительной организации на помощь пострадавшим в Русско-турецкой войне. В 1909 году царь Николай II назначил Луи Родерера официальным поставщиком императорского двора в России. Вплоть до революции Cristal поставлялся только ко двору. После революции Редереры потеряли свой основной рынок: на Россию приходилось около 30% всех продаж Дома.

После Первой мировой войны Леон-Орли Родерер, тогдашний глава Дома, обратил внимание на рынки Европы и обеих Америк, уже к 1920 году продажи суммарным образом достигли уровня рубежа XIX и XX веков, 1,4 миллиона бутылок. Кюве Cristal стало доступным для всеобщей продажи в Европе в 1924 году. Покорение элит Нового Света началось после Второй мировой войны. Немного изменился общий концепт: в 1980 году по инициативе Жан-Поля Рузо, тогдашнего управляющего, впервые была выпущена розовая версия легендарного кюве в количестве 9 000 бутылок, это был урожай 1974 года.

Перестав быть частью жизни императорского двора, кюве Cristal осталось символом изысканных традиций. Уже к 1990-м Cristal добился невероятного успеха не только на столах сильных мира сего, но и в поп-культуре, в том числе в фильмах Квентина Тарантино и хип-хоп лирике. Впрочем, такая популярность никогда не была самоцелью, что, в конечном итоге, и привело к конфликту между артистом известным как Jay Z и президентом дома Фредериком Рузо, иронично отнесшимся к популярности бренда у реперов. Как архетип винтажного шампанского Cristal также чрезвычайно значим в винодельческом смысле — этот ассамбляж шардоне и пино нуара в соотношении 60/40 в года лучших угрожаев в Шампани играет примерно то же значение, что камертон для симфонического оркестра. Наконец, с этим кюве случилось лучшее, что только могло произойти — оно вернулось на свою историческую родину, в Россию.