Андрес Тольтс — первый постмодернист Эстонии
ТАЛЛИНН, 3 дек — Sputnik, Ирина Тихомирова. Это был художник и дизайнер, которого интересовала как реальность будней, так и способность искусства упорядочивать такую реальность. Он признан одним из первых постмодернистов Эстонии и ярким последователем этого мощного мирового течения. Экспозиция "Пейзаж с натюрмортом" В залах KUMU экспонируются произведения из собраний Художественного музея Эстонии, Тартуского художественного музея и Таллиннского дома искусства, а также полотна из частных коллекций. Экспозиция музея включает работы различных периодов жизни Андреса Тольтса, освещает многогранность его творческой деятельности. Название нынешней коллекции "Пейзаж с натюрмортом" отражает суть парадоксального творчества Тольтса, в котором им сознательно нарушены классические правила создания картин в их устоявшихся рамках. "Три поколения эстонских художников представлены на выставке в Москве" >> На выставке можно увидеть полотна, в которых наблюдается явное совмещение жанров. Его работы — как конструктор: художник имеет в своем арсенале знакомые нам элементы и помещает изображения в несвойственную для них среду. Таким образом автор, выводя изображения из реальности, делает акцент на смыслах. Экспозиция "Пейзаж с натюрмортом" Как академически сформированный художник, Андрес Тольтс со вкусом и в интересной индивидуальной эстетике изображал бытовые предметы, растения, животных, городской пейзаж. Однако, чтобы заставить работать эти элементы в картине, он прибегал к некой "телепортации" их в странную среду геометрических плоскостей или линейных перспектив. Свои эстетические новации Андрес Тольтс применил в полиграфии, будучи составителем и дизайнером известного в свое время эстонского журнала "Искусство и Дом" ("Kunst ja Kodu"). Здесь же, в экспозиции, представлены номера этого популярного журнала, и можно убедиться в том, насколько смелыми для тех лет и порой парадоксальными были его концепции. Постмодернизм, какой он был в Эстонии Куратор выставки Ану Аллас в разговоре с корреспондентом Sputnik Эстония прокомментировала свое отношение к творчеству новатора: "Андрес Тольтс писал свои работы не как художник, а как дизайнер. Он и его единомышленники совершили поворот в эстонском искусстве — до этого люди видели художников только живописцами, графиками и скульпторами. Андрес Тольтс переосмыслил живопись и писал рационально, организованно, с холодным расчетом". Он комбинировал, по мнению куратора, элементы окружающей среды и наблюдал, какой смысл приобретает изображение. Куратор выставки Ану Аллас Когда-то давным-давно Тольтс начинал с поп-арта, был членом небезызвестной группы художников "Соуп-69" ("SOUP "69") вместе с Л.Лапиным, Р.Метсом, Ю.Эльяндом. Его провокативная художественная стилистика сложилась под влиянием всемирно известных теперь полотен Энди Уорхола "Банки супа "Кэмпбелл". Группа "Соуп-69" осуществила в конце 1960-х годов так называемый "концептуальный переворот" в эстонском искусстве. Художники полагали, что при создании произведений искусства первоочередную роль играет не владение какой-либо техникой, а сама идея, которую можно выражать различными средствами. Задачей художника они считали не создание новых реалий, а переосмысление уже существующих. "Мярт Сультс: Горхолл мог бы стать Меккой для уличных художников" >> Результатом исканий Тольтса стала все же эстетика постмодернизма, которая предоставила художнику простор для выражения новых идей. В своих прижизненных интервью Андрес Тольтс говорил о том, что сначала его интересует форма: во всем можно увидеть какой-то символ, нечто метафизическое. В 1968–1973 годах Андрес Тольтс обучался в Государственном институте художеств Эстонской ССР по специальности промышленного искусства и дизайна. В 1973–1980 годах Тольтс составлял и оформлял журнал "Искусство и Дом" ("Kunst ja Kodu") В 1980-х годах Тольтс стал одним из пропагандистов и убеждённым последователем постмодернизма. Журнал "Искусство и Дом" ("Kunst ja Kodu"), выходивший под редакцией Андреса Тольтса Постмодернизм (одна из трактовок) — латинское post означает "после", т.е. это явления в культуре после модернизма. Временной период – вторая половина XX века. Термин "постмодернизм" указывает как на противопоставление модерну, так и на его преемственность.