Елизавета Леонская и очарование венских классиков

Уроженка Тбилиси Елизавета Леонская впервые предстала перед публикой в 11 лет, выступив с оркестром. В 13 – дала сольный концерт. В 18 – победила на международном конкурсе им. Джордже Энеску в Бухаресте. Выпускница Московской консерватории по классу Якова Мильштейна завоевала также награды на конкурсах Маргариты Лонг в Париже, королевы Елизаветы в Брюсселе. Но истинное становление музыкантской личности Елизаветы Леонской произошло в процессе творческого общения со Святославом Рихтером. Корифей фортепиано разглядел в ней равного партнёра. Этот бесценный контакт вырос в фортепианный дуэт. Мечта Святослава Рихтера – записать с Леонской сонаты Моцарта в переложении Эдварда Грига для фортепиано в 4 руки – осуществилась, но спустя 11 лет. В 1978 году пианистка покинула СССР и поселилась в Вене. Своим выступлением в следующем году на Зальцбургском фестивале блестяще "сдала экзамен" на родине Моцарта, покорив публику и получив ангажементы в крупнейшие концертные залы, на престижные фестивали с лучшими дирижерами и оркестрами. Членство Леонской в "кружке" Рихтера навсегда оставило глубокий след в исполнительском мастерстве пианистки. Интеллект, "темпераментная" сдержанность присущи артистической манере Елизаветы Ильиничны, действительно, рихтеровская "просто" точность в выполнении авторских ремарок. Юрий Башмет также принадлежал рихтеровскому кругу, часто выступая со Святославом Теофиловичем в камерных ансамблях. Рихтер доверил Башмету своё начинание – "Декабрьские вечера", завещав ему художественное руководство фестивалем. Накануне, в музее изобразительных искусств им. Пушкина Юрий Башмет со своим коллективом “Солисты Москвы” открыл ежегодный XXXVII фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Программа консерваторского концерта стильно отражала австрийскую "принадлежность" Елизаветы Леонской, создавая венскую ауру вечера. Все композиторы составили честь Австрийской империи – Моцарт, Бетховен, Шуберт, Малер. Струнный квартет Бетховена №11 фа минор был известен под названием "Серьезный", которое пошло от ремарки композитора "квартет сериозо". Премьера состоялась в 1814 году, а первая публикация - в 1816 году. Бетховен-композитор выступил здесь экспериментатором. Партитура квартета – лаборатория новых композиционных приемов, которые он развивал в позднем периоде творчества. Гений пока не был уверен в своих находках и просил никогда не исполнять этот квартет на публике. Тональность совпала с тональностью, опубликованной ранее в 1807 году знаменитой сонаты "Аппассионата". Первые такты фа-минорной темы квартета сродни действенно-драматичной образной сфере "Аппассионаты". Композиторы слышат и чувствуют тональности не просто как высотность лада, но воспринимают их как эмоциональную краску определенных образов. Фа-минор – "борющаяся" конфликтная тональность в ощущении Бетховена и теперь уже в нашем слушательском восприятии. Фактура квартета наряду с мелодическими решительными интонациями полна нервных ритмических импульсов и, как всегда, симфоничности развития бетховенской мысли, наводящих на мысль укрупнения звучания, увеличения масштаба партитуры. Другой венский композитор Густав Малер, уловив то, что было заложено в бетховенской музыке, переложил этот квартет для струнного оркестра, удвоив партии и прибавив контрабасы. Этот вариант Бетховена–Малера и был исполнен камерным ансамблем “Солисты Москвы”. В финале квартета маэстро Башмет после эффектной грандпаузы дал стремительный темп мажорной коде. Фото: Московская консерватория Затем на сцене появилась Елизавета Леонская. Концерт №9 для фортепиано с оркестром написан двадцатилетним Моцартом для мадемуазель Женом. Безоблачный Ми-бемоль мажор оркестра галантно "делает поклон", солист отвечает "реверансом" мягкой закругленной фразы с трелью. Еще раз. Никакого противопоставления, полное согласие между оркестром и солистом. Этот короткий диалог-приветствие предваряет оркестровую экспозицию, во время которой пианистка сидела очень сосредоточенно, низко опустив голову. Только появившаяся трель фортепиано оживило ее внешний облик. Будто слушала искрящуюся музыку собственного дитя, который весел, счастлив, но она предчувствовала тяготы его будущей судьбы. Она пыталась оградить и защитить его, окружая любовью и нежностью каждую ноту, паузу, мелодию Моцарта. Чувство сердечной теплоты с налетом грусти исходило от ее игры. Непринужденная легкость, изящество музыкальных фраз сопровождали исполнение Леонской. Все было естественно, просто и безупречно. Экспромт Шуберта Соль-бемоль мажор под пальцами Леонской прозвучал не быстро, приглушенно, сожалея о прекрасном далёком. Завершила концерт 3 симфония Шуберта. Она часто звучит в концертах камерного ансамбля “Солисты Москвы”. Ею невозможно "насытиться", как невозможно "насытиться" абсолютным счастьем. Его жаждешь и жаждешь. В наш век нескончаемого информационного потока очень важно указать нынешней молодёжи высокохудожественные ориентиры, серьезные ценности и важность непрерывной связи поколений. Такие личности как Елизавета Леонская, Юрий Башмет – носители традиций предыдущей когорты блестящих музыкантов – воспитывают молодую аудиторию, задавая вектор высокого музыкального полёта. Святослав Рихтер, его учитель Генрих Нейгауз – великий дух русского исполнительского искусства, ставший сегодня достоянием всего мира.

Елизавета Леонская и очарование венских классиков
© Ревизор.ru