"Черт, солдат и скрипка"
Мультимедийный музыкальный спектакль «Черт, солдат и скрипка» по мотивам «Истории солдата» и других произведений Игоря Стравинского будет представлен на сцене Концертного зала им. Чайковского. В непривычных для себя амплуа выступят Владимир Познер и Андрей Макаревич, приглашенные в спектакль на главные роли. Да и всемирно известный скрипач Дмитрий Ситковецкий не только играет, но и исполняет роль Черта, и блестяще с этим справляется. Действие спектакля развернется не только на сцене, но и в зрительном зале, и на больших экранах. В спектакле органично сплелись несколько жанров, как и задумывал Стравинский, называя свою «Историю солдата» играемой, читаемой и танцуемой притчей. Здесь и театр, и чтецкая традиция, и пантомима, и даже хип-хоп (мастера хип-хопа и лидеры экспериментального уличного танца, звезды телешоу «Танцы» Александр Тронов и Анна Дельцова стали украшением и открытием спектакля). Добавилась еще и компьютерная анимация — рисунки Андрея Макаревича ожили и превратились в анимационные ролики. В действо спектакля вовлечены и пианистка Полина Осетинская, и кларнетист Игорь Федоров, и перкуссионист Антон Плескач. Игорь Стравинский, познакомившись с джазом и увлекшись им, писал: «Джаз означал совершенно новое звучание моей музыки, и "История солдата" отмечает окончательный разрыв с русской оркестровой школой, которой я был воспитан...» Сочинение построено в форме танцевальной сюиты эпохи барокко, но в ней вместо старинных танцев — аллеманды, сарабанды, паваны, — фокстрот, танго, рэгтайм. Сколько в этой музыке энергии и драйва! Остроумный текст сегодняшнего «Солдата» написан поэтом Михаилом Успенским в стиле «раешного стиха», который широко использовали русские скоморохи и который очень похож на современный рэп: «...Мимо речки, мимо луга, по шоссе "Дербент — Калуга" шёл солдат своей страны с необъявленной войны». Этому сочинению Стравинского в следующем году — 100 лет. Но Черт за столетия изменился: теперь у него есть биржи, банки, оффшоры, интернет. И в жизни Солдата появляются новые повороты: он становится «нефтяным олигархом», а его невеста бежит с «Абдуллой» в Эмираты. А вот финал сказки-притчи — прежний: «Не верьте сказкам и бредням — Черт всегда смеется последним. Это у Бога законов много, а дьявол — он играет без правил...» И мораль: «Победителем лишь тот оказывается, кто с Чертом вообще никогда не связывается...» Концертный зал им. Чайковского, 19 декабря, 22:30