Художники помогают американцам понять русскую душу
НЬЮ-ЙОРК, 8 декабря. /Корр. ТАСС Игорь Борисенко/. Работы разных жанров — от строгой черно-белой графики до буйства красок сюрреалистического панно — украсили стены Теологической семинарии нью-йоркского Колумбийского университета. Здесь впервые представлены работы русских художников, живущих или выставлявшихся в США: Олега Васильева, Игоря Тюльпанова, Ольги Ненаживиной, Елены Сарни, Василия Кафанова и Константина Худякова. Все они объединены девизом выставки "Эхо взрыва: искусство, вера и культура через 100 лет после русской революции", цель которой — дать возможность посетителям ощутить, что значит быть русским художником, творящим на американской почве. "Представленные на выставке русские художники довольно известны, они давно живут в Америке, они пробились в американском культурном пространстве, но при этом остаются носителями русской культуры, — отметила в беседе с корреспондентом ТАСС куратор выставки Елена Сарни, представившая на выставке несколько своих работ. — Их волнуют проблемы, связанные с русской культурой, русской историей". "Особенно знаменательно то, что, несмотря на сложные российско-американские отношения сегодня, значимые проекты такого рода все же осуществляются, культурная деятельность оказывается возможной и "поверх барьеров", — подчеркнула она. Найти художника по душе... "Каждый из посетителей выставки сможет найти то, что в наибольшей степени отвечает его духовным потребностям, — отметила Наталья Колодзей, руководитель фонда поддержки современного росийского визуального искусства Kolodzei Art Foundation, представившего на выставку целый ряд полотен из своего богатейшего собрания. — Здесь и немного сюрреалистичный мир Игоря Тюльпанова, и мифологические работы Елены Сарни, и абстрактные работы Василия Кафанова или же работы Константина Худякова в жанре цифровой эстетики". Среди произведений, включенных в экспозицию, она выделила работы Олега Васильева (1931–2013), выполненные в черно-белой цветовой гамме. "В своих работах Олег Васильев обращается к теме памяти, — отметила Наталья Колодзей. — Иногда он обращается к таким темам, как семья, дороги, родной дом. Он делает это на очень личном уровне, но это — темы, которые могут захватить целиком. Американцы, посещая выставку и знакомясь с его работами, это чувствуют. Может, им что-то сложно заметить, ведь для глубокого проникновения в замысел художника нужно знать исторический контекст. Но в данном случае важнее первый — эмоциональный — контакт между зрителем и произведением, а понимание приходит уже потом". "Наша задача в том, чтобы привлечь как можно больше людей на нашу сторону, чтобы они почувствовали, что русская культура — близкая для них и универсальная", — подчеркнула Наталья Колодзей. ...и понять русскую душу "Понимают ли американцы русскую душу? — продолжала она. — Когда они приходят к нам, я им говорю: откройте глаза и смотрите. Что вы должны почувствовать? Хотя бы на простом бытовом уровне, нравится — не нравится. Здесь представлены вещи, которые можно почувствовать на эмоциональном уровне. И мне кажется, что многим американцам это близко". Это мнение разделяет темнокожая американка Триша Кэмпбелл, впервые знакомившаяся с творчеством Олега Васильева и других русских художников. "Черное и белое — это очень символично, — так изложила она свои впечатления. — Здесь чувствуется всплеск эмоций, ведь за этими безликими фигурами может быть каждый. Меня это очень волнует, поскольку эти картины — обо всем и о конкретных людях, в том числе и обо мне. То, что хотел изобразить художник, касается всех". "Другие произведения выставки, выдержанные в яркой цветовой гамме, — это другая сторона бытия, это отражения света и счастья в жизни, — продолжала она, указывая на картины Игоря Тюльпанова, Елены Сарни и Василия Кафанова. — Есть ли в этом революционный пафос? Не знаю, но для меня вот эти яркие произведения — свидетельство того, что художник стремится к свету". "Да, все это необычно, — признала она. — Но мне нравится, здесь присутствует красота". Америка глазами русского Ольга Ненаживина, автор впервые показанных на этой выставке графических работ работ "Нью-Йорк" и "Путешествие", считает творчество русского художника, оказавшегося за рубежом, своеобразным подвигом. "В Нью-Йорке много русских, мы всегда чего-то жаждем и хотим, — отметила она, показывая на рисунок, запечатлевший многообразие нью-йоркской жизни. — То, что мы здесь, как русские художники, все барахтаемся — это само по себе уже подвиг, своего рода личная революция. Но мы придерживаемся в основном своей эстетики, а наша эстетика очень связана с русской культурой. Русского художника ни с чем не перепутаешь". "Что меня поразило, так это насыщенность картин смыслом, — отметил в свою очередь Джерри Ливайн, остановившийся перед работами Елены Сарни, где органично сочетаются изображения, относящиеся к разным эпохам: от Древней Греции до Америки и России ХIХ века. — Эти работы заставляют задуматься над связью времен. Здесь представлены работы художников, которые, очевидно, помнят о своих корнях, но в то же время стремятся отразить свое видение окружающего нас мира".