«Здесь он репетировал, здесь Чехов жил»: почему усадьба Станиславского закрыта для посетителей
Не верю! — наверное, воскликнул бы Станиславский, который вырос в этой усадьбе. Сейчас так говорят студенты ГИТИСа, оказавшись перед закрытым забором. Детство реформатора, творческие эксперименты, зарождение МХТ — сейчас история театра под ржавым замком. Здесь он репетировал, здесь Чехов жил. Просто невероятно, немыслимо, что нельзя попасть в такое богатое на свое значение место — Александра Кравченко, студентка ГИТИСа. Железные ворота усадьбы открываются только раз в году — в апреле, всего на одну неделю, когда отмечают Дни культурного наследия области. Записываться на такие экскурсии нужно заранее. Так решил благотворительный фонд Станиславского, в его пользовании усадьба с 1997 года. Наши просьбы остаются неуслышанными, доступ запрещен не только жителям, но и чиновникам — Инна Полуянова, исполняющая обязанности начальника управления социальной сферы администрации Пушкинского района. В этом году усадьбу впервые открыли не только в апреле, но и в июне. Здесь прошел фестиваль «Летний сезон Станиславского». Сергей Безруков в живых декорациях, среди вишневых деревьев, поставил спектакль «Вишневый сад». Это место, благодаря которому и родилась пьеса — образы обитателей Любимовки легко узнать на страницах Чехова. Здесь он отдыхал около двух месяцев, ловил рыбу вот здесь, у Клязьмы, от него ждали пьесу, а он ловил рыбу — Сергей Безруков, народный артист РФ. Годы большевизма нанесли усадьбе большой урон. Здесь был и дом отдыха, и детский приют, и госпиталь. Сейчас имение возрождается благодаря силам фонда, но почему это могут увидеть всего несколько человек и только один раз в год? Такого запрета больше нет ни в одном месте: дом Чайковского, Блока, усадьба Пушкина — все памятные места Подмосковья открыты для посещения. От жителей области в местную администрацию поступают сотни жалоб — почему «Любимовка» вне зоны доступа. Чиновники ведут переговоры с фондом. Те условия доступа, которые нам предлагают, это доступ в Дни культурного наследия Московской области, в составе группы не более 3 человек, нас, естественно, не устроило. Мы будем добиваться более лояльных условий — Александр Соловьев, начальник управления госконтроля за объектами культурного наследия Московской области. А пока студенты-театроведы , прочитав труды Станиславского, приезжают сюда посмотреть хотя бы через забор — с каких мест начинался в России театр, они ждут, когда откроется этот занавес.