Константин Райкин признался в любви и рассказал о зарплате
Константин Райкин привез на фестиваль последнюю премьеру театра – постановку Егора Перегудова по повести Ивана Шмелева «Человек из ресторана». Как считает худрук «Сатирикона», он же исполнитель главной роли – официанта Скороходова в дореволюционном ресторане: «Повесть Шмелева безумно попадает в наше время, в самую сердцевину проблемы: как в море искушений, соблазнов, унижения, всяческого давящего, принижающего человеческое достоинство, все-таки остаться человеком, как свое достоинство не потерять и сохранить самые важные на свете вещи». Об этом и многом другом Константин Аркадьевич рассказал на творческой встрече с артистами новосибирских театров, студентами театрального института и журналистами в «Глобусе». В первую очередь, он признался в любви к этому конкретному новосибирскому театру, в котором впервые артисты «Сатирикона» побывали в конце 90-х. А начиналась та давняя поездка многочасовой задержкой рейса и бессонной ночью в московском аэропорту, потом сидением в душном автобусе, «который никуда не ехал», – словом, сгустком негативных страстей самого Райкина и его коллег. И вот, когда выход раскаленной лавы гнева, казалось бы, был предопределен, в злополучный автобус вошла тогдашний директор «Глобуса» Мария Ревякина (в настоящее время – генеральный директор премии и фестиваля «Золотая маска», директор Государственного театра наций – ред.). Фото автора – Она вошла и погасила этот вулкан несколькими фразами, – вспоминает знаменитый артист и режиссер. – И дальше все было прекрасно – нас встретила команда невероятно энергичных, профессиональных молодых женщин. Все пошло четко, без заминок. Я влюбился в этот театр… Как рассказал Райкин, новосибирский «Глобус» уже тогда был хорошо оснащен и по тем времена компьютеризирован, здесь работала собственная типография, все вспомогательные цеха исполняли свои обязанности слаженно, как часы. – Я запомнил эту команду и захотел себе такую же… Потом мы приезжали сюда регулярно. Мария Ревякина уехала в Москву, но, как мы убедились, ее стиль подхватить было кому: в этом театре ощущается хороший, здоровый, способствующий творчеству климат. Может быть, и возникают время от времени какие-то проблемы, но то, что здесь созидательное начало побеждает разрушительное, – очевидно. Предваряя вопросы журналистов о нынешней, по его словам, «болезненной ситуации» вокруг «Сатирикона», Константин Аркадьевич, не вдаваясь в детали некоего, заявленного СМИ, конфликта вокруг реконструкции и финансирования театра, заявил, на его взгляд, ключевое: – Просто сразу скажу сам… Иначе же, отвечая на вопросы, расскажу много наболевшего, что навредит всем. А «проткнуть» меня не сложно, столько несправедливости накопилось… Одной из «гор лжи» Райкин назвал его причастность к бизнесу: – Я никогда не имел отношения к бизнесу. У меня два источника благосостояния – зарплата в театре и концертная деятельность. В театре я худрук, режиссер и артист. И с недавнего времени получаю три зарплаты – раньше за постановки я денег не получал. Это приличные, но не сумасшедшие деньги. На эти деньги, по словам артиста, он содержит семью, помогает сестре и очень часто – студентам. Причем, и в том, и в другом случае помощь эта – не какая-то разовая сумма, а тоже, по сути, содержание. На оскорбления в корысти и предпринимательских сверхдоходах, по-хорошему, считает Райкин, надо бы в суд подавать, потому что достали: – Я Володе Машкову поздравление на день рождения так и подписал: «Алчный бизнесмен и казнокрад Константин Райкин». Однако сутяжничеством заниматься некогда: в основном его мысли о студентах, о театре и зрителях. – Безусловно, театр – базовый вид искусства, но не надо обольщаться. Это мировая статистика: в любом городе мира, где есть театр, его посещают девять процентов местного населения, включая тех, кто там побывал хотя бы раз. Потому что, по мнению, Райкина, «людей, испытывающих потребность в духовной подпитке, вообще меньшинство. Людей грубых, не тонко чувствующих – большинство». Но в определенных обстоятельствах, к примеру, попав на «сильный спектакль», люди способны меняться. Хотя бы на непродолжительное время. Если Константин Аркадьевич не занят в спектакле, он любит наблюдать за публикой или из окошка в конце зала, за спинами зрителей, или из-за кулис смотреть как они – до начала представления абсолютно разрозненная масса – начинают синхронно поворачивать головы, одновременно затаивать дыхание или смеяться, наблюдая за происходящим на сцене. И это поразительно: – Ведь в зале кто-то честный человек, кто-то – нечестный. Но на спектакле они все болеют за хорошего, за честного. Они становятся как единая личность, – удивляется и восхищается Райкин. – Кончится спектакль и, вероятно, они вернутся в свое прежнее состояние, но Бог это запомнил. А потом добавляет с обаятельной райкинской улыбкой: «И немножко им наказание за грехи скостит». СПРАВКА Вторым гостем театральной программы XII Рождественского фестиваля искусств станет столичный театр им. Моссовета, который представит завтра новосибирцам классику – постановку Виктора Шамирова по пьесе Александра Островского «Не все коту масленица». В главной роли богатого купца Ермила Ахова новосибирцы увидят народного артиста РФ Евгения Стеблова.