Русская "Революция" пришла в итальянскую Болонью
Итальянскую Болонью взорвала русская "Революция". В местном музее современного искусства открылась одноименная выставка. Билеты на нее разлетаются как горячие пирожки. И немудрено — под одной крышей собраны полотна Шагала и Малевича, Репина и Кандинского. Шедевры из коллекции "Русского музея", которые позволят итальянцам лучше понять непростой период российской истории. В канун Рождества в Болонью пришла русская "Революция". Десятки баннеров по всему городу обещают итальянцам встречу с самыми известными работами авангардистов. Коллекцию картин из Русского музея, которые без преувеличения жаждут показать лучшие галереи мира, здесь местная пресса уже окрестила выставкой века! "Итальянская публика придет как раз на эти громкие имена. Но мы хотели уйти от шума вокруг этих художников и показать суть эпохи. Как зарождалось это искусство и что стало причиной", — говорит организатор выставки "Революция" Джулия Фортунато. В экспозицию "Революция: от Шагала к Малевичу, от Репина к Кандинскому" — вошло более семидесяти работ. Первыми изучить выставку приглашают местных экскурсоводов. Без их помощи музейные работники не справятся с потоком зрителей. Билеты на открытие уже раскуплены. "Юбилейный год 2017 — все говорят о столетии революции, все пишут о революции. Даже в Италии! Ведь это как французская революция – ее знают все. Все знаю и про октябрьскую революцию", — отметила Влада Новикова, экскурсовод (Италия). "В первый день пришли посмотреть полтысячи зрителей. Это рекорд", – заявили в музее. Эта выставка – повод поговорить не о смене власти, а о смене социальных ориентиров начала века. Понять, как зарождалась российская школа беспредметной живописи, которая покорила весь мир. За точку отсчета – это первое, что видит зритель – взяли работы Ильи Репина. Здесь еще жизнь реалистична, а революция несет радость и надежду. "В России революция 17-го года произошла не с бухты-барахты. До нее была как минимум революция 1905 года. Это все повлияло на революцию и не только социальную, но и на революцию в головах, потому что все хотели обновления", — сказала заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова. В эту эпоху менялось все с такой скоростью, что казалось, что прошлое, настоящее и будущее – существуют одномоментно. Как пример: "Баня" Серебряковой, "Портрет Иды Рубинштейн" Серова и "Модель" Татлина были написаны практически в один год. Но такой разный взгляд на привычные вещи. Моду на жанр тогда диктовала политобстановка, все антибуржуазное легло во благо революции. "Антибуржуазность — это значит против светскости, против ханжеского, против стереотипов. И вот снятие этих стереотипов – просто лозунг 1900-х", — сказала заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова. Квинтэссенцией революции в искусстве стал Казимир Малевич. Вот уж, правда, ни намека на искусство прошлого. Например, на картине "Частичное затмение" он намерено написал, а после перечеркнул образ Моны Лизы, намекая на уходящий прежний мир. Рядом – костюмы "будетллян", созданные им же для футуристической оперы "Победа над солнцем". В этой опере "будетляне" — жители страны будущего, атакуют солнце, как символ все старого, природного. И вот в конце действа позади них вместо привычного красного и круглого светила восходит черное и квадратное. Эта находка поразит Малевича. Сразу после он напишет свой знаменитый "Черный квадрат", который станет и сутью борьбы за будущее, и сутью всего авангарда и одной из самых узнаваемых картин мира. Чтобы открыть для себя мир русского авангарда, студенты старейшего вуза в Европе – Болонского университета пошили и надели костюмы, созданные по эскизам русского супрематиста. "Конечно, пойдут на Малевича и на другие громкие имена. Но это как джентельменский набор – знаем три четыре имени и все. А русский авангард – он гораздо шире. Вот, например Филонов – открытие", — сказал директор Государственного Русского музея Владимир Гусев. Открытий предстоит масса – кроме выставки создатели проекта обещают лекции, показы и мастер-классы. Так Русский музей, по сути, готовит итальянцев к масштабным "Русским сезонам", которые пройдут в стране уже в следующем году.