10 главных выставок Пушкинского музея

Директор главного собрания мировой живописи в Москве— ГМИИ им. А. С. Пушкина — Марина Лошак и ведущие сотрудники музея представили 10 главных выставок будущего года.

10 главных выставок Пушкинского музея
© Вечерняя Москва

Команде музея удается последовательно продвигать идею взаимопроникновения русского и европейского искусства. Эта тема творческих диалогов, читаемых в масштабах не только искусства, но истории вообще, стала визитной карточкой Пушкинского музея. Одна из последних выставок-диалогов «Передвижники и импрессионисты» — своеобразная игра, где, например, «Сибирская красавица» Сурикова вступает в виртуальный диалог с «Портретом актрисы Жанны Бовари» Ренуара. Этой экспозиции выпала символическая роль соединить уходящий и будущий год — она продлится до 25 февраля. Идею диалогов продолжат воплощать и в новом, 2018 году, который во многом пройдет под знаком Пикассо. «Пикассо и Илья Зданович», «Пикассо. Ольга Хохлова», наконец, «Парижские вечера баронессы Этингер». Все три выставки — еще одна веха в сближении России и Франции.

Кстати, еще одна выставка Пикассо — масштабная экспозиция работ печатной графики одного из гениев XX века «Художник и книга» — откроется уже 17 декабря в новом выставочном комплексе «Новый Иерусалим».

На выставке, посвященной баронессе Этингер, урожденной Елене Миончинской, в главном здании музея на Волхонке, 12, будут представлены работы всего цвета Парижской школы. Вместе с братом, талантливым художником и знатоком искусства Сергеем Ястребцовым, баронесса открыла в Париже в 1910-е годы свой знаменитый салон. Пикассо, Брак, Матисс, Аполлинер, Кокто входили в ближний круг баронессы и ее брата, ставших одними из ключевых фигур художественной жизни Парижа 1920–1930 годов.

На выставке, посвященной русской танцовщице «Русских сезонов», музе и жене Пикассо Ольге Хохловой, впервые будут представлены личные вещи из ее дорожного сундука. Выставка отражает, по словам Марины Лошак, очень важный «розовый» период в творчестве Пикассо.

— Эта выставка читается как роман о жизни и искусстве,— сказал, в свою очередь, кура- тор экспозиции Алексей Петухов.

По его словам, в новом году музей будет придерживаться «удивительного ритма», отражающего «русский след на Монпарнасе».

Среди других «блокбастеров» — важнейших художественных премьер музея — посвященная перекрестному году России и Японии выставка живописи «Изобразительное искусство эпохи Эдо».

— Выставка станет сердцем года Японии в России,— говорит Марина Лошак.— Многие шедевры никогда раньше не вывозились за пределы Японии. Фактически это хрестоматия истории японского искусства XVII–XIX веков.

В рамках «года» планируется множество образовательных программ— в частности, обещают лекции по ландшафтному дизайну, выступления звезд японского искусства и всевозможные экспозиции— например, знаменитых японских самурайских мечей. Еще одна премьера и своего рода эксперимент одного из фундаментальных музеев — выставка основателя художественной фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота. Впервые в России будут представлены уникальные отпечатки 1840–1846 годов. Тальбот в истории фотографии — как Леонардо да Винчи в истории живописи. Эта беспрецедентная по объему выставка готовилась шесть лет.

Начатый в этом году смелый эксперимент по внедрению в экспозицию Пушкинского музея работ современных художников будет продолжен. По словам Марины Лошак, несмотря на опасения, что зритель не примет работы китайского авангардиста Цая Гоцяна — это он загородил фасад музея на Волхонке березками и детскими кроватками, — выставку посетили 140 тысяч человек. В плане на следующий год — работы итальянского медиахудожника Фабрицио Плесси.

И конечно, классика. В музей привезут 11 работ Рембрандта и Вермеера, а также покажут 50 полотен итальянских мастеров XVII–XVIII веков из собрания музея Виченцы.