Войти в почту

«Театр старый, с традициями и историей, как и всё в этом городе. Кроме всего прочего, театр гордится своей живучестью… сколько тут ссыльных переиграло! Скольких революционеров театр морально поддержал своими спектаклями! Театр решили оставить, и вот он существует и действует, и, что самое удивительное зал почти каждый вечер заполнен, бывают даже аншлаги».Роман Сенчин, «Минус».Пока артисты псковского драмтеатра находились в Сибири - гастролировали в Минусинске Красноярского края, труппа Минусинского драмтеатра отправилась на Северо-Запад России – в Псков и Петербург. В Пскове было показано три спектакля главного режиссёра Минусинского драмтеатра Алексея Песегова.«Это не самый плохой спектакль, который я видел»«Большие гастроли». Так называется ежегодная общероссийская программа, организованная министерством культуры и федеральным Центром поддержки гастрольной деятельности. 83 региона, 237 театров, 1900 спектаклей… От моря до моря. Однако, как ни старайся, не может быть 1900 больших спектаклей. В Пскове в разное время уже гастролировали Александринский театр, петербургский театр им. Ленсовета и другие. Пришла очередь Минусинского драмтеатра.Некоторые псковские зрители рассказывали, что впервые узнали о существовании города Минусинска, когда увидели театральные афиши. Минусинск ещё меньше Пскова, хотя театр старше – идёт уже 136 театральный сезон. Но мало увидеть афиши и заглянуть в Википедию. Псковичи ещё и раскупили билеты в большой зал.Больше всего зрителей собрал спектакль «Тестостерон». Чуть меньше было на «Наваждении Катерины» и «Колыбельной для Софьи», но всё равно по псковским меркам немало.Сцена из спектакля «Тестостерон» Минусинского драмтеатра. Фото Андрея Кокшарова.Итак, у Катерины наваждение, у Софьи колыбельная, а у мужиков из пьесы Анджея Сарамоновича – тестостерон. Каждый получил по заслугам. После спектакля «Наваждение Катерины» (в основе очерк Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») зрители делились впечатлениями: «Я даже расплакалась», «Неплохо», «Это не самый плохой спектакль, который я видел»… Не восторги, но благожелательное отношение. Путь от венчания до одичания не показался зрителям неубедительным.Больше всего запомнились слова немолодой женщины, с грохотом упавшей на пол при попытке выйти из зала за минуту до того, как в зале включили свет. Мы её подняли, и она нашла в себе силы произнести: «Я как Катерина». – «Ну, не совсем», - ответил я. «Да, не совсем», - попыталась она улыбнуться.С Катериной на сцене всё было болезненнее. Её падение было намного дольше и страшнее.пектакли нам показали разные, но зрительские похвалы и претензии разделились примерно в одинаковой пропорции. Большая часть зрителей не просто добросовестно досиживала до финала, но и устраивала стоячие аплодисменты, не без криков «браво». Меньшая часть недоумевала или возмущалась.Самый показательный пример – спектакль «Тестостерон». Эта польская пьеса в российских театрах востребована. У Сарамоновича в России даже появились подражатели-драматурги и подражатели-киносценаристы. И всё же странно было видеть такой спектакль в рамках «Больших гастролей». «Тестостерон» отлично подходит для антрепризы - для развлечения и извлечения прибыли. Но у «Больших гастролей», кажется, другие задачи. Впрочем, порнографической пьесу «Тестостерон» назвать нельзя. Вернее, её время от времени так называют. Чувствительные зрители говорят, что это даже «жёсткая порнография» (действие, в основном, происходит в ресторане, где семь мужчин разного возраста и положения рассказывают о своих сексуальных похождениях и комментируют их). И всё-таки здесь точнее будет назвать действо в меру «похабным трёпом». Матерные выражения, присутствующие в переводе Ирины Киселёвой, бережно заменены на схожие по звучанию эвфемизмы.«Быковать - для мужика нормально»Анджей Сарамонович явно не стремился к изысканному юмору. У него были совсем другие задачи.Уровень шуток должен быть таков, чтобы его оценило как можно больше зрителей, в том числе и псковских. Примеров юмора «ниже пояса» в этой статье не предусмотрено, но вот вполне невинный образец юмора Сарамоновича из пьесы «Тестостерон»:«Титус. Просто у меня сегодня неудачный день…Ставрос. Неудачный день был у твоей матери, когда она встретила твоего отца… Который, по-видимому, только-только слез с дерева…Титус (холодно). Не знаю… У меня не было отца…Ставрос. Тогда сходи в зоопарк… Вы по любому друг друга узнаете… (Смотрит с усмешкой на Титуса, а потом начинает изображать обезьяну.)»Это юмор скорее младших школьников. Но зато он наверняка понятен большинству и многим приятен.«Широкий зритель» такое принимает на ура и в нужных местах смеётся, нет, ржёт.«Быковать - для мужика нормально», - учит в пьесе Сарамоновича своего сына герой по имени Ставрос.Собственно, «быкует» здесь, прежде всего, сам Анджей Сарамонович. Его напористость, словесная агрессия и самоуверенность в своё время сделали ему имя. Он начал сочинять не только пьесы и сценарии, но сделался кинорежиссёром, снял фильм «Как избавиться от целлюлита».В современном искусстве без напора трудно. Надо всё время идти в наступление, брать если не талантом, то нахрапом. Кому что дано, тот тем и пользуется.Сцена из спектакля «Колыбельная для Софьи» Минусинского драмтеатра. Фото Андрея Кокшарова.«Вот теперь всё будет хорошо»«Это не война, поэтому мы не обязаны соблюдать долбаную женевскую конвенцию». Когда эти слова произносятся в спектакле «Тестостерон», то их можно отнести не только к конкретному эпизоду с дракой на свадьбе и её последствиям. Это на официальной войне с пленными обращаются в соответствии с конвенцией. А если все враждуют со всеми? Женщины с мужчинами, например.Минусинский драмтеатр привёз в Псков три спектакля о крайностях любви (страсти). Жанры разные, но в центре внимания именно несчастная любовь, сопутствующая ей жестокость и безнадёжное ожидание счастья. Но вместо счастья жизнь почему-то то и дело подбрасывает обманутые надежды.В первый и третий вечер псковских гастролей минусинского драмтеатра были показаны два спектакля по произведениям двух русских классиков – Николая Лескова и Евгения Замятина. Они перекликаются. Роковая любовь, жестокое убийство… Но опытный режиссёр Алексей Песегов сюжеты и авторский текст хоть и берёт на вооружение, однако пользуется ими только как пружинами. Основное не в словах.Это не разговорный жанр, как это было в «Тестестероне», а нечто, отчасти напоминающее балет. Слова, конечно, звучат. Но они лишь дополнение. Важнейшая роль отводится свету. Свет и отделяющаяся от него тьма – проводники идеи. Как и музыка, движение артистов… Тот из зрителей, кто сгоряча отозвался о минусинском драмтеатре как о самодеятельном, безусловно, неправ. Песегов режиссёр профессиональный и точно знающий, что ему надо.*** Нет сомнений, что он показал нам то, что хотел. Более того, хорошо всё просчитал.Из зала кажется, что это такой режиссёр-диктатор. Не в смысле общения с артистами, а в смысле работы со зрителем. Режиссёр зрителя ни на секунду не отпускает – ведёт твёрдой рукой от мизансцены к мизансцене с помощью всевозможных приёмов. Создаётся ощущение, что временами это слишком навязчиво. Особенно это касается музыки, которая прямо-таки вворачивается в уши зрителей.Сцена из спектакля «Тестостерон» Минусинского драмтеатра. Фото Андрея Кокшарова.Если сравнить повесть Замятина «Наводнение» и спектакль «Колыбельная для Софьи», то, несмотря на одну и ту же сюжетную канву, эти произведения находятся друг от друга довольно далеко. Наполнение другое. Замятин сочинял не пьесу, а Песегов отобрал только то, что ему точно понадобится. Всё остальное выражено в артистическо-музыкальном круговороте.Вот теперь всё будет хорошо», - говорит героиня «Колыбельной для Софьи», взявшая на воспитания девочку-сироту, и всё очень скоро становится плохо. Муж соблазняется приёмной дочерью.Это такая народная мелодрама, где чувства максимально обострены – вплоть до острого топора в руках одной из героинь. По всей видимости, в Минусинском драмтеатре знают в жестоких мелодрамах толк.«Наваждение Катерины» и «Колыбельная для Софьи» - по-своему красивые спектакли. Наверное, это главное их достоинство. Их хорошо рассматривать. Слушать значительно сложнее. Временами то, что слышишь – начинает раздражать. Формальные приёмы тоже вызывают вопросы. Математическая выверенность не всегда идёт искусству на пользу. Хотя на это сразу же можно возразить: спектакль «Колыбельная для Софьи» стал лауреатом красноярского фестиваля «Театральная весна - 2015» в номинации «Лучшая премьера сезона в драматическом театре», а на 22-м Национальном театральном фестивале и премии «Золотая маска» его представили в 5 номинациях («Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету», «Драматический спектакль, спектакль большой формы»).Сцена из спектакля «Наваждение Катерины» Минусинского драмтеатра. Фото Андрея Кокшарова.Действительно, мы видим явное отличие минусинского драмтеатра от псковского (если вообще можно сделать вывод по трём спектаклям). В минусинском театре есть художественное руководство. И оно существует не один год. Линия не прерывается. Она не похожа на штрих-пунктирую псковскую линию, когда не всегда понятно, кто же на самом деле отвечает за художественное руководство и в какой момент произошла замена.В Минусинском драмтеатре давно научились добиваться своего. И если когда-нибудь артистов из Сибири снова занесёт в наши края, то публика на их спектакли обязательно придёт – пустить слезу или поржать, в зависимости от жёсткой установки.Алексей Песегов работает в Минусинском драматическом театре с 1974 года. Пришёл в театр в возрасте 17 лет. Освоил практически все театральные профессии от монтировщика сцены до заместителя директора по постановочной части. С 2010 года - художественный руководитель театра. Спектакль Песегова в 2004 году получил специальный приз жюри фестиваля Национальный театральный фестиваль «Золотая Маска».

Минус на минус
© Псковская губерния