«Актёр - товар штучный». Сергей Куценко – о театре и профессии
Недавно наша театральная школа отмечала 55-летие. Выпускники Ярославского театрального - сначала училища, потом института - всегда высоко котировались в профессиональной среде. И это несмотря на то, что во все времена попасть в хороший театр, стать востребованным актёром было сложно. О судьбах выпускников, о взлётах и падениях, неизбежных в искусстве артиста, корреспондент «АиФ» побеседовал с ректором Ярославского государственного театрального института Сергеем Куценко. «Набрал 37, выпустил 14» Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: Сергей Филиппович, наше театральное искусство сейчас переживает кризис, подъём или застой, если использовать слова-штампы, обычно применяемые к экономике? Сергей Куценко: Театр, как всякий живой организм, переживает самые разные стадии развития, и это нормально. Нынешний этап я бы охарактеризовал как фазу активного творческого поиска. Например, многие драматические театры увлекаются музыкальными постановками. Поиск - это и новые талантливые авторы, которые пишут современные пьесы, откликающиеся на молодёжные проблемы. - А не мешает ли творческим исканиям сверхжёсткая конкуренция, порой грозящая деформировать личность актёра? - Не забудьте, что мы выпускаем, что называется, «штучный товар». Всегда в театр было попасть очень непросто. К нашей театральной школе, а мы в конце ноября отметили её 55-летие, всегда прислушиваются, о ней знают. B 1962 году в Ярославле открылось театральное училище, а в 1980 году оно было реорганизовано в институт. Вот недавно у нас прошла творческая встреча с первыми выпускниками Ярославского театрального училища - 1966 года. На сцене «Учебного театра» были те, кого набирал в 1962 году и учил основатель школы народный артист СССР Фирс Шишигин: народная артистка Антонина Кузнецова, Валерий Смирнов, Галина Ефанова и Виктор Курышев. Они много чего занятного рассказали о том, что представляла собой жизнь студента-актёра в шестидесятые года прошлого века, какими были их педагоги. Мы сохранили чистоту и подлинную свободу. География наших абитуриентов - от Калининграда до Камчатки. Востребованность нашего вуза растёт: в 2013 году конкурс был 2,4 человека на место, сейчас - 6 человек. Но вот и другие цифры: на один из своих курсов я набрал 37 студентов, а выпустил 14. Хотят учиться многие, но могут не все, так как соответствовать высоким требованиям нашей школы непросто. - Для 23 отчисленных это была трагедия, крах амбиций, израненное самолюбие? - Вы знаете, мне всегда говорят те, с кем я расстался за многие годы педагогики: «Спасибо, что отчислили меня вовремя». И рассказывают, как они смогли найти себя, стать успешными в другом деле. В нашей профессии жёсткий выбор: или кем-то быть в ней, или лучше никем не быть. Феномен ярославской школы - Чем отличается педагог-артист, ведь далеко не каждый актёр, пусть даже выдающийся, сможет учить молодое поколение? - Педагогическое умение - или есть, или его нет. Научиться этому невозможно. Моя жизнь сложилась счастливо, руководителями курса в воронежском вузе у меня были московские профессора Ольга Старостина и Борис Кульнев. У меня дома портреты родителей и моих педагогов, людей, которым я обязан всем, стоят рядом. Лучше учения Станиславского, его базовых принципов никто ничего не придумал, Таиров, Мейерхольд, Вахтангов были его учениками. И наша ярославская школа отличается абсолютной верой в то, что ты делаешь на площадке. И пока ещё недостаточное технологическое умение может компенсироваться искренностью, глубинными эмоциональными процессами. Ярославская театральная школа подтверждает свою жизненность талантливыми учениками. Среди них известные режиссеры Сергей Яшин и Владимир Боголепов, народные артисты России Виктор Гвоздицкий (МХАТ им. А.Чехова), Станислав Железкин (Театр кукол «Огниво»), Татьяна Иванова, Валерий Сергеев, Валерий Кириллов (Волковский), профессор ГИТИС Антонина Кузнецова, худрук Волковского Евгений Марчелли. Благодаря своим педагогам и тем успехам, которые в активе ярославской школы, могу сказать, что я всю жизнь занимаюсь любимым делом. - Не секрет, что игра в сериалах - основной доход многих актёров. Как вы относитесь к этому? - Когда включаю телевизор, часто вижу моих студентов в самых разных ролях. Но это же прекрасная практика для них, помимо заработка! И хорошо, что наши выпускники прекрасно проявляют себя в кино. Вспомните Владимира Толоконникова, Анну Самохину, Сергея Цепова, Владимира Гусева, Илью Ригина, Ирину Гринёву, Александра Робака и ещё многих-многих. «Свежая кровь» для театров провинции - А в чём вы видите миссию, сверхзадачу? - Вот несколько цифр: среди актёров Волковского театра - 89% наши воспитанники, театра кукол - 100%, Рыбинского драматического - 91%. В российской провинции всего три профильных театральных вуза, есть ещё только в Новосибирске и Екатеринбурге. И для нас чрезвычайно важно, что выпускаем целевые группы для театров провинциальных городов, и не только областного значения. Только за последние четыре года - для театров Старого Оскола, Котласа, Рыбинска, Новочеркасска, Дзержинска, Магадана. У нас учатся ребята из Калининграда, Саратова, Южно-Сахалинска. Реальность такова, что выпускники московских вузов практически не покидают столицу, а провинция очень нуждается в классных специалистах. В городе Котласе с 70-тысячным населением помимо театра очень мало очагов культуры. Я там много раз бывал. Благодаря притоку «свежей крови» там ставят шесть новых спектаклей в сезон. Это именно целевые курсы, в этом их социальная значимость для культуры всей нашей страны. - Но ведь студенты, поступившие сами по себе и успешно отучившиеся, в свою глубинку часто не возвращаются. Как быть с легендарно-банальным «покорением Москвы»? - Да ведь почти все столичные звёзды родом из провинции. В нашей профессии исключительную роль играет случай. Можно вспомнить, что во времена расцвета Союза театральных деятелей, СТД, в Москве существовала биржа, на которую съезжались актёры - тот самый «штучный товар», и «купцы». Сейчас её нет, и мы заполнили эту жизненно необходимую нишу - уже девять лет проводим совместно с Волковским фестиваль «Будущее театральной России» (БТР) с приглашением руководителей театров. Это возможность пообщаться, узнать, где тебя ждут как актёра. Мы говорим молодым: «Ищите, ездите, ищите свой театр!» Не случайно же в России была столь развита система антреприз. Миграция актёров полезна для нашей профессии. Она единственная, представитель которой страдает, что у него нет работы, хотя даже при этом ему исправно платят зарплату в театре. Так устроена природа артиста. Артист - это всегда экстраверт, он всегда должен быть устремлён к режиссёру, к зрителю, к партнёру. И четыре года учёбы в театральном институте, как показывает практика, - оптимальный срок для становления профессионала. - В вашем вузе особая атмосфера. Как она возникает? - К нам приходят «с улицы», и 1 сентября по доброй традиции мы представляем новобранцев студентам-старшекурсникам. Затем все первокурсники имеют возможность провести разговор с ректором - о писаных и неписаных законах, по которым живет наш институт - «на берегу». Наверняка с вами сейчас по пути к моему кабинету здоровались все студенты и преподаватели. Это один из наших законов, подобного которому нет в других вузах. Так постепенно складывается атмосфера семьи в нашем институте. Сейчас у актёров немало разных перспектив в профессии, а значит, и в жизни.