Театр оперы и балета показал премьеру спектакля "Эсмеральда"

"Эсмеральда" — узор из движений балетных танцовщиц, мрачные злодеи и отважные красавцы, любящая и жертвенная Эсмеральда. Искренние эмоции и чистые цвета. И не стоит искать иных смыслов. Спектакль "Эсмеральда" в постановке нового главного балетмейстера Юрия Бурлаки — это абсолютная классика, попытка представить зрителям балет, шедший на сценах российских театров более ста лет назад. Костюмы создавались с использованием эскизов Ивана Всеволожского (1899), далекие от реалистичности, порой стилизованные под народность, где-то декоративные, например, в сценах с нищими, и богато убранные в случае с прекрасным Фебом и Флер-де-Лис (художник по костюмам — Наталья Земалиндинова). Юрий Бурлака решил побаловать публику старинным балетом, его гармонией, красотой и спокойствием. И даже программка предлагает совершить исторический экскурс, готовит к правильному восприятию: на обложке литография Жюля Бувье в духе пасторальной живописи, с изображением Карлотты Гризи — первой исполнительницы роли Эсмеральды. Программка в числе прочего знакомит и с постановками балета в Куйбышевском театре: в 50-х годах прошлого века, в 1997-м. Не менее интересны черно-белые архивные снимки первых исполнителей. В основе "Эсмеральды" — роман Гюго "Собор Парижской Богоматери". Произведение было издано в 1831 году, а спустя пять лет, Эсмеральда уже вышла на сцену музыкального театра. Сначала это была опера. Ее автор — композитор Луиза Бертен. Автором либретто стал сам Гюго. Однако успеха спектакль не имел и быстро исчез из репертуара театров. На балетную сцену "Эсмеральда" вышла в 1844 году в Лондоне с Карлоттой Гризи в главной роли. Первым постановщиком стал Жюль Перро, он же и автор либретто. Композитор — Цезарь Пуни. Балет имел грандиозный успех в России. Появившись первый раз на русской сцене в 1848 году, "Эсмеральда" много раз возобновлялась. Второе рождение спектакль обрел в постановке Мариуса Петипа. История "Эсмеральды" не только в программке, но и в тексте самого спектакля. Балетмейстер с деликатностью влюбленного восстанавливал танцы, вариации, пантомимы. "Испанский танец" во второй картине I действия, Adagio, Allegro, вариация Флер-де-Лис, кода в Grand pas des corbeilles, пантомима третьей и пятой картин реконструированы Андреем Галкиным. Оригинальная партитура Цезаря Пуни восстановлена по архивным материалам Библиотеки консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе. Классика, классика. "Классика тем и прекрасна, что ей уже никому ничего не надо доказывать. Классические произведения обладают собственной ценностью вне зависимости от того, интересуются ими в данный момент читатели или слушатели или нет", — говорит Юрий Бурлака. Однако романтичный, без сомнения, наивный роман Гюго, в сочетании с иллюстративной музыкой Пуни, кажется сегодня наивным вдвойне. Невероятно красивая и трогательная история не может не вызывать улыбку. Не саркастическую, конечно, но несколько снисходительную. И кажется, авторы спектакля улыбаются вместе со зрителем. Улыбаются в декорациях. Сценография, созданная Дмитрием Чербаджи, абсолютно сказочная, с остроконечными средневековыми домиками-игрушками, мало говорящими о настоящем Париже. А на вкладыше программки с действующими лицами и исполнителями мы вдруг видим Эсмеральду — Матильду Кшесинскую, нарисованную не с восторгом и пиететом, а в сатирическом ключе. С огромными брильянтовыми серьгами, в балетной пачке, с козочкой на поводке (куда же без нее). Это карикатура братьев Легат, все из того же начала ХХ века. И они уже смотрели на романтическую историю цыганки с легким "постмодернистским" прищуром. Ну и на саму Матильду, конечно.