Новый год в Москве начнется большим праздником для любителей современного театра. С 31 декабря по 2 января на Тверской откроются 10 площадок, на которых одни из лучших театров столицы и страны покажут избранные спектакли в уличном формате.
Среди них будут знаковые постановки, отмеченные и зрителями, и критиками: в частности, под открытым небом пройдут показы спектаклей-лауреатов премии «Золотая маска».
«Кленовый сад». Театр «Провинциальные танцы» (Екатеринбург)
Даты и время: 31 декабря (16:30–17:00), 1 января (15:45–16:15), 2 января (15:45–16:15)
Место: сцена «Руслан и Людмила» (Тверская улица, дома 1–3)
В этом саду растут диковинные деревья, на которых живут странные существа — то ли ведьмы, то ли птицы. Среди деревьев ходят охотники с сачками и садовыми ножницами. В этот замкнутый фантасмагорический мир, похожий на ожившие полотна Питера Брейгеля Старшего, можно только заглянуть. Ненадолго — иначе велик риск захотеть остаться в нем навсегда. Спектакль «Кленовый сад» появился в 1999 году в Дареме (США) по заказу фестиваля American Danсe Festival в рамках программы «Интернациональные хореографы». Вскоре спектакль был представлен в Екатеринбурге, где базируется театр «Провинциальные танцы», а в 2001 году получил «Золотую маску» в номинациях «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника».
Имя Татьяны Багановой и название возглавляемого ею театра «Провинциальные танцы» отлично известно не только в родном городе хореографа Екатеринбурге. Театр существует с 1990 года и абсолютно заслуженно обласкан критикой. Баганова, которую называют основоположницей современного танца в России, регулярно принимает участие в создании спектаклей столичных театров. Недавний пример — опера «Манон Леско» Большого театра, номинированная на «Золотую маску» в этом году. Баганова поработала здесь с артистами миманса.
«Бедность не порок». Государственный Малый театр
Даты и время: 31 декабря (18:15–18:45), 2 января (16:15–16:45)
Место: сцена «Каменный цветок» (Тверская улица, дома 15–17)
Спектакль «Бедность не порок» — одна из самых любимых публикой постановок Малого театра. И совершенно точно — самая праздничная, веселая и яркая. Действие комедии Александра Островского разворачивается в Святки — время веселых народных гуляний, гаданий и посиделок. В доме купца Гордея Торцова все это под запретом: хозяин не признает простонародных забав, считая их неподобающими ему по статусу, и запрещает домашним веселиться. А дочь Торцова имеет на все свой взгляд и не собирается лишать себя гаданий с подружками.
Фрагмент спектакля, который представят актеры Малого театра на Тверской, посвящен самому яркому и веселому событию: в дом высокомерного купца вваливается лихая толпа ряженых, и его домочадцы, забыв о запретах, танцуют и поют.
«Руслан и Людмила». Театр «Трикстер»
Даты и время: 31 декбаря (21:45–22:30), 1 января (21:15–22:00), 2 января (22:15–23:00)
Место: сцена «Руслан и Людмила» (Тверская улица, дома 1–3)
Этот спектакль еще никто не видел — на Тверской состоится его премьера. Волшебная сказка, на создание которой «солнце русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина вдохновили древнерусские былины, предстанет перед изумленными зрителями как лихой экшен в духе фэнтези. Сцены схваток на теневом экране, летающие русалки, гигантская голова богатыря — брата злодея Черномора и живой вокал: театр «Трикстер» в спектакле «Руслан и Людмила» останется верен принципам визуальности, выбранным 12 лет назад, когда объединились его создатели актриса и режиссер Мария Литвинова и режиссер Вячеслав Игнатов. Маленький «Трикстер» создает спектакли не только на своей сцене на Беговой улице, но и в других, больших театрах — вроде Музыкального театра имени Наталии Сац, Театра наций. Литвинова и Игнатов — лауреаты «Золотой маски» за спектакли «Путешествие в Страну джамблей» Пермского театра оперы и балета и «Эпос о Лиликане» московского театра «Тень».
«Снегурочка». Екатеринбургский театр оперы и балета
Даты и время: 31 декабря (19:15–20:45, с одним антрактом), 1 января (21:15–22:45, с одним антрактом), 2 января (20:15–21:45, с одним антрактом)
Место: сцена «Снегурочка» (Тверская улица, дома 5/6–9)
Еще один гость из Екатеринбурга — театр оперы и балета — представит на Тверской свой спектакль, удостоенный «Золотой маски». Опера Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» предстанет в несколько сокращенном виде — гости фестиваля смогут увидеть лучшие музыкальные фрагменты в исполнении ведущих солистов театра.
Екатеринбургский театр оперы и балета — один из двух (наряду с новосибирским) федеральных музыкальных театров, расположенных в регионах России. Премьеры театра неизменно вызывают резонанс — это оперы «Сатьяграха» Филипа Гласса, «Пассажирка» Моисея Вайнберга, «Цветоделика», «Ромео и Джульетта» в постановке Вячеслава Самодурова.
«Онегин. Сцены из романа». Мастерская Дмитрия Брусникина
Даты и время: 31 декабря (18:45–19:30), 1 января (18:15–19:00), 2 января (18:15–19:00)
Место: сцена «Руслан и Людмила» (Тверская улица, дома 1–3)
Один из самых интересных современных театральных коллективов Москвы — Мастерская Дмитрия Брусникина и режиссер Юрий Квятковский представят две сцены из пушкинского романа в стихах — «Именины у Лариных» и «Сон Татьяны». Для брусникинцев работа на площадке под открытым небом не станет испытанием: осваивание неожиданных для театра городских пространств — их визитная карточка. Площадками спектаклей Мастерской Дмитрия Брусникина становились Библиотека имени В.И. Ленина, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, дизайн-завод «Флакон», студия Seasons Project. Два репертуарных спектакля Мастерской — «Бесы» и «Второе видение» идут в «Боярских палатах Союза театральных деятелей».
«Территория | Новый год». Международный фестиваль-школа современного искусства «ТерритоRия»
Даты и время: 31 декабря (12:00–00:00), 1 января (11:00–23:00), 2 января (11:00–23:00)
Место: сцена «Сказы Бажова» (Тверская улица, дом 15)
«Территория | Новый год» — это не спектакль, а трехдневный марафон сказочных представлений, поставленных студентами фестиваля-школы «ТерритоRия». Ежедневно с 31 декабря по 2 января на сцене «Сказы Бажова» зрителей ждут 12-часовые показы спектаклей по мотивам произведений знаменитого уральского сказителя. Среди создателей постановок студенты театральных учебных заведений и молодежные труппы не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Калининграда, Кемерова, Костромы, Красноярска, Магадана, Москвы, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Севастополя, Тобольска и Тюмени. За гармоничное соединение всех спектаклей в единый поток отвечает режиссер Филипп Григорьян.
Plug’n’play 2. Инженерный театр АХЕ (Санкт-Петербург)
Дата и время: 2 января (21:00–22:00)
Место: сцена «Обыкновенное чудо» (Тверская улица, дома 25–31)
Инженерный театр АХЕ, созданный в 1989 году Максимом Исаевым и Павлом Семченко, — один из самых интересных современных театров не только России, но и мира. АХЕ — постоянный участник международных фестивалей, в 2010 году он принял участие в культурной программе Олимпиады в Ванкувере. В авангардных постановках АХЕ активно используются разнообразные химические и физические опыты, приемы визуального театра, что роднит их с перформативными художественными практиками и превращает зрителей в восхищенных детей, замерших перед талантливым фокусником.
Plug’n’play, или «Плаг и Плэй», премьера которого состоялась в 2002 году, отмечен премией «Золотая маска». На Тверской его сыграют всего один раз, и пропускать его не рекомендуется — точно будете жалеть, увидев в «Инстаграме» репортажи с места действия. За час с небольшим трое персонажей спектакля — диджей, художник и перформер будут рисовать огромную картину и уничтожать ее, забрасывая овощами под хеви-джаз и электрофанк. Они доведут зрителей до исступления, предварительно разрешив им громко разговаривать, не выключать телефоны и вообще делать все, что заблагорассудится. Впрочем, захочется ли вам оторвать взгляд от сцены, когда там такое?
«Спящая красавица», Государственный академический театр классического балета
Даты и время: 31 декабря (12:00–12:45; 15:15–16:00), 1 января (14:45–15:30)
Место: сцена «Снежная королева» (Тверская улица, дома 9–13)
Постановщики спектакля «Спящая красавица» Наталия Касаткина и Владимир Василев соединили сюжеты двух сказок, вплетя в историю о Спящей красавице историю о Красавице и Чудовище. В классическую хореографию Мариуса Петипа они также привнесли свое видение: партию феи Карабосс, которую традиционно исполняют танцоры-мужчины, они отдали женщине. В их версии Карабосс, олицетворяющая зло, — утонченная, женственная и оттого еще более пугающая. Премьера спектакля состоялась в Канне (Франция) в 2004 году. «Спящая красавица» была тепло встречена французской прессой.
«Щелкунчик». Театр «Новая опера»
Даты и время: 31 декабря (16:15–17:00), 1 января (20:00–20:45), 2 января (20:00–20:45)
Место: сцена «Щелкунчик» (Тверская улица, дома 21–25)
Какой же Новый год без «Щелкунчика»? Не обойдется без этого, несомненно, самого новогоднего балета и «Путешествие в Рождество». Правда, в нетрадиционном виде. Режиссер и хореограф Алла Сигалова и художник Павел Каплевич в 2014 году решились на эксперимент и соединили балет и оперу. Герои знаменитого балета Петра Чайковского запели благодаря композитору Дмитрию Кадомцеву и дирижеру Дмитрию Юровскому.
Поэтические тексты по мотивам либретто написал Демьян Кудрявцев. На Тверской артисты театра покажут компиляцию из избранных сцен спектакля.