Куратор Московской биеннале Юко Хасегава об искусстве и духовности

Юко Хасегава Юко – японка. Она куратор 7-й Московской международной биеннале современного искусства и профессор Токийского университета искусств. Хасегава была главным куратором, основателем и художественным руководителем музея современного искусства The 21st Century Museum of Contemporary Art (Канадзава), а также главным куратором Музея современного искусства Токио. Проводила многие биеннале в Сеуле, Шанхае, Стамбуле, Сан-Паулу. Антонио Алицци 1vicepresident@acmgroup.info В вице-президенте ACMG, сицилийце, удачно соединилось все: он и дипломированный специалист по международным отношениям, и магистр HR, защитивший докторскую по теории управления бизнесом, и автор множества научных работ по бизнес-инновациям, в том числе в медиа. С 2011 по 2014 год Антонио преподавал издательское дело в Веронском университете. В конце 2014 года был назначен главой департамента имиджа и коммуникаций компании «Calzedonia Россия», а спустя два года – и координатором «Calzedonia Великобритания», что тоже добавило ему вистов. В конце 2016 года Антонио присоединился к международной медиагруппе ACMG (Forbes, L’Officiel, Geo, SNC, Numéro, Golf Digest и другое) в качестве первого вице-президента. Антонио часто ездит в командировки, но живет и работает в Москве. Какие цвета – ваши любимые? Когда мне было пять лет, мама сказала: «Выбирай и носи цвета, которые будут радовать людей, не тебя саму». И я выбрала оранжевый и розовый: оранжевый – чтобы понравиться мужчинам, а розовый – женщинам. Какую роль играет в вашей жизни духовность? Будучи буддисткой, я верю, что даже неживое имеет дух. Мы, буддисты, в постоянном поиске всего. Это значит, что мы никогда не чувствуем себя одиноко и можем поговорить буквально с каждым предметом. Духовность заставляет задуматься, почему я здесь, почему я жива. Она для меня именно в этих вопросах. Вы много путешествуете и работаете за границей, но имеете сильные японские корни: как удается сочетать в себе и то и другое? Японцы очень бережно относятся к своей окружающей среде и окружению в целом, но бывают довольно консервативными и не готовыми проявить и выразить себя. Это во мне есть. Но путешествуя, я узнаю другие страны и культуры, следуя буддийской вере, которая гласит: все взаимосвязано. Моя цель – быть связующим звеном между людьми, собирая энергию, идеалы, интеллект, мудрость и передавая их. Давайте поговорим о биеннале в Москве, которую вы курируете. Это демократичный проект, своеобразный мостик между экспертами и обычными ценителями совриска, верно? Да, Московская биеннале – не просто выставка в музее, а фестиваль, в котором принимают участие международные и местные художники. Основная задача – запустить диалог между фигурами современного искусства и широкой публикой. Что общего между московской выставкой и другими биеннале, в которых вы принимали участие? В Москве необычайно вовлеченная аудитория, которая любит музеи. Здесь очень хорошая энергия, для меня это важный опыт. Имеются ли отличия? Одно большое – Москва только начала открывать для себя современное искусство и понимать, что такое глобализация. Когда вы делаете выставку в арабской стране или в городе Стамбуле – параллельно ей идут несколько общественных проектов, которые привлекают внимание к выставке. На Московской биеннале все внимание направлено на одну площадку: на протяжении четырех месяцев центром выставки является Новая Третьяковка. Я уверена, что биеннале в Москве олицетворяет следующий шаг к глобальному становлению города и его художников. Ваша биеннале претендует на звание проекта для всех в том смысле, что всем нам нужно искусство. А зачем, кстати, нужно? Я хотела бы ответить так: искусство никогда не предоставляет ответов. Оно, наоборот, задает все больше вопросов, а также дает маленький ключик в мир фантазий. Воображение – неотъемлемая часть жизни. Да, согласен. А что насчет связи воображения и творчества? Художники используют креативность, чтобы создать произведение искусства, продукт, в то время как публика интерпретирует результат его творчества, используя воображение. Для того чтобы произведение искусства ожило, нужна фантазия не только художника, но и зрителя. Произведение искусства закончено лишь тогда, когда его увидел свет... Да, именно публика придает произведению искусства финальное значение. Искусство не может выжить или существовать, если нет аудитории и взаимной энергии. Скульптор Тони Крэгг однажды сказал, что художник двигает горизонты существующих вещей – искусство состоит и в постоянном включении новых форм и фигур в реальность. Вы согласны? Это очень красивая метафора. Я полностью согласна. Иногда искусство рождается, когда существующая реальность угнетает нас. И приходится фантазировать, собственно, «двигая горизонты». Как вам работалось с Юлией Музыкантской, президентом Московской биеннале? Юлия – невероятная дама, загадочная и молодая для такой большой работы, но в то же время сильная личность. Движимая решимостью и страстью, она собрала все необходимые ресурсы и проработала все детали выставки. Мне нравится в ней сочетание профессиональных навыков и сильного отношения. Буквально пару слов о главном проекте биеннале и его названии – «Заоблачные леса». Как вам пришла в голову такая концепция? Поколение людей, родившихся после 1999 года, росло в интернет-среде, в облаках. То, как они видят мир, как знакомятся с людьми в сети, очень специфично. У них совершенно другой менталитет, взгляд на вещи. Я подумала, что это занимательно. А леса? Лес олицетворяет окружающую среду старшего поколения. Новое и старое поколения далеки друг от друга, между ними нет диалога. Поэтому важно понять, как создать эти взаимоотношения. Заоблачные леса становятся новой экосистемой. Опубликовано в журнале SNC №103 – декабрь 2017/январь 2018

Куратор Московской биеннале Юко Хасегава об искусстве и духовности
© SNCmedia.ru