В Воронеже появилась постоянная экспозиция «трогательных» картин

В Воронежском музее имени Крамского открыли интерактивную зону с тактильными экспонатами, которые помогут людям с нарушениями зрения окунуться в мир изобразительного искусства. Проект назвали «Трогательная история». Музей подготовил его совместно с воронежским региональным учебно-ресурсным центром «Доступная среда». Центр выиграл грант в размере 250 тысяч рублей и направил их на изготовление уникальных тактильных картин и реплик древнеегипетских скульптур, а также табличек для всей коллекции музея с надписями, выполненными шрифтом Брайля. Первая подобная выставка уже работала в Воронеже минувшим летом в рамках Платоновского фестиваля искусств, но она была передвижной и собранной из картин Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Теперь же в музее имени Крамского появилась собственная экспозиция, состоящая из десяти экспонатов. Здесь представлены шедевры русской живописи – Иван Айвазовский, Николай Кузнецов, Иван Крамской - и западноевропейской – Питер Класс, Давид Тенирс младший, Себастьяно Риччи, Михаэль Остендорфер. «Нужно было выбрать картины так, чтобы они представляли не только разные эпохи разных стран, но и разные жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, - рассказал руководитель центра «Доступная среда» Александр Попов. – Кроме того, эти картины серьезно отличаются от тех, что мы видели летом. Мы специально приезжали на прошлую выставку тактильных людей с незрячими людьми, чтобы понять, насколько хорошо они принимают и понимают то, что было представлено там. Оказалось, что слишком большой объем мелких элементов их сбивал и мешал им воспринять картину целиком. Мы поняли, что с одной стороны, картины необходимо упростить, выделить на них только самое главное, а с другой – дать им очень хорошее тифлоописание». Кстати, центр «Доступная среда» уже готовит видеогиды для 106 информационных досок, которые сейчас размещаются на объектах культурного наследия Воронежа. «Это будет очередным очень серьезным шагом для развития нашей туристической среды», - говорит Александр Попов. «Гости с нарушением зрения обычно очень отзывчивые, от них идет колоссальная положительная энергетика, - рассказала заведующая научно-просветительским отделом музея Лариса Китаева. - Тем людям, которые не видят от рождения, невозможно объяснить, что небо голубого цвета. Необходимо делать это через другие каналы. Например, сказать, что красный цвет – это жар, ожог, синий – это прохладная вода. Они познают цвета через другие органы чувств. Мы пока мало знаем об этих методах, изучаем их сами, пользуемся практиками других музеев». Помимо тактильных картин и экспонатов был создан видеогид с описанием экспонатов основной экспозиции музея на языке жестов – для посетителей с нарушением слуха.

В Воронеже появилась постоянная экспозиция «трогательных» картин
© АиФ