Войти в почту

Озвученная душа: Компьютер никогда не заменит творца

Уходящий год стал юбилейным для Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова, которая своё 105-летие отметила серией концертов и фестивалей. О проблемах сёрьёзной музыки корреспондент «АиФ-Саратов» беседует с молодым саратовским композитором Владимиром Орловым. Звуки «Чёрного квадрата» - В 20-е годы прошлого столетия один из революционных композиторов запросил у Дзержинского пулеметы с боевыми патронами в качестве музыкальных инструментов. В чем ему было категорически отказано. Что в современной музыке заменяет пулеметную ленту? - И в ХХI веке возникают очень спорные музыкальные идеи. Лет 10 назад на открытии Собиновского фестиваля прямо на сцене сожгли рояль. Это действо было задумано автором как финальная точка произведения. На мой взгляд, такое искусство в себе ничего не несет. Творчество может быть диссонансным, но оно не должно нести в себе разрушительной силы. Иначе это не искусство. Как только автор убирает внутреннюю цензуру, он становиться разрушителем. Нельзя идти путем уничтожения всего и вся, иначе и снос старого дома станут признавать за «перфоманс». Мое глубокое убеждение, если в основе творчества не лежит любовь, вдохновляющая на созидание, ничего великого не сотворить! - Есть ли «Чёрный квадрат» Малевича в звуках? Как приходит музыка, во сне, на прогулке, за письменным столом?.. - Когда я ещё учился в музыкальной школе, то я просто наигрывал на инструменте мелодию и импровизировал. Будучи студентом, увлекся творчеством нашего земляка А. Шнитке. Знаете, что характерно для произведений этого гения, да и других современных композиторов? Именно пауз в их не меньше, чем звуков. И даже есть сочинение, где пианист целых 4 мины 33 секунд только ноты листает и наблюдает за реакцией зала. Вот «Черный квадрат», только в музыке. Камертон времени - Почему в начале ХХ века чёрные парни, даже не знающие нот, вдруг выдали целое музыкальное направление? - Все новаторства иду из глубокой древности. Истоки всегда в народной песне. Музыка издревле жила из уст в уста, никто её на ноты не записывал. На самом деле все новаторства прошлого века, это давно забытое старое. Возврат к устной традиции, джаз и та же эстрада, основаны на законах барочной классики. А сегодня композиторы пытаются что-то придумать, но кризис, как видим, сейчас не только в экономике. Кто-то хочет просто самовыразиться, поделиться наболевшим, другой, наоборот, написать приятное, благозвучное, сладостное, чтобы помочь слушателю уйти от повседневности, рутины, погрузиться в чистую красоту. В искусстве современном красота – понятие относительное - Что такое внутренняя музыка? - Это то, что человек слышит внутри себя, причём каждый по-своему. Если смотреть на музыканта, «играющего» жестами, изображая игру, каждый слышит что-то своё. Недавно на фестиваль молодых композиторов "Одна восьмая" (Ростов) звучало мое произведение по мотивам романа В. Орлова «Альтист Данилов». Музыкант играет на инструменте, при этом звучит как бы «внутренняя музыка», которую зритель себе представляет в виде движения смычка по струнам. Такова некая «озвученная душа». Осенью в Саратове впервые проходили международные творческие мастерские молодежного отделения Союза композиторов «МеждународМолОт». Настоящим открытием для творческой молодежи стал Второй Международный фестиваль современной музыки «Арт-Модерн». Впервые в нашем городе прозвучала Canto Ostinato голландского минималиста Симеона тен Хольта. Это произведение исполнялось в Амстердаме более тридцати лет назад. И тут же композитора признали классиком. До сих пор пьеса собирает аншлаги - в лучших концертных залах, в парках Голландии, в зале Саратовской консерватории. Перед поклонниками выступил и наш ансамбль Театра новой музыки с «Птичьем концертом». В творческом союзе с «Песочной живописью», «Красками на воде» получился любопытный симбиоз музыки, литературы и живописи. Мы мечтаем, чтобы такой синтез покорял и молодёжь, далёкую от академической музыки. Катастрофы и диссонансы - 8-я симфония Шостаковича - точная звуковая копия Вселенной. Что копирует современный арт-модерн? - На творческое видение значительно влияет повседневный новостной фон. Жуткие катастрофы, аварии, ДТП. Понимаешь, что по чьей-то халатности, неосторожности ежедневно страдают и гибнут люди. Складывается впечатление, что ничего больше не происходит. Появляется страх, который угнетает. Не думаю, что только меня. И все это нарастает. Но никто вслух об этом не говорит. Человек искусства обладает особой душевной организацией, более чувствителен. И подобно зеркалу отражает жизненные диссонансы, использует ту палитру красок, которую предлагает жизнь. А публика недовольна – не позитивную музыку сочинил, плохие стихи, плохой спектакль... Невольно начинаешь больше ценить жизнь, когда понимаешь, что каждый шаг может стать последним. А хочется строить планы. И жизнь надо проживать так, чтобы успеть сделать как можно больше хорошего. - Как говорил один литературный персонаж, жизнь оказалась низка как басовый ключ, а, по-вашему, выходит - как скрипичный? К чему вообще зовёт молодой арт-авангард? - Музыка – она всегда была разная. Бывает, она на что-то настраивает: в древности - на охоту, затем появились трудовые песни, песни которые поют по праздникам. Но есть и другое направление – академическая музыка. Она не должна настраивать на что-то земное. Самосозерцание – вот цель настоящего искусства! Современный же мир слишком скоростной, мы всё время куда-то бежим, куда-то опаздываем, у нас просто нет времени заглянуть в себя. Даже в бурном ХХ веке человек часто просто гулял по улицам, наслаждался природой, а сейчас у большинства только работа, работа, работа... И всё. Художник не должен развлекать - Может поэтому зачастую из проезжающих авто на всю улицу звучит нечто оглушительное? - Это другая сторона медали. На фоне потока негатива нас пичкают историями из жизни звезд шоу-бизнеса. Но большинство, к сожалению, не понимает, что современный шоу-бизнес, это совсем не то искусство, что было до распада СССР. Сейчас на эстраде идет борьба не за зрительскую любовь, а за «кошелек». Кто ярче, чья жизнь полна интриг и скандальчиков, тот больше и заработает. Голос и слух иметь не обязательно. Музыкальное образование тоже. Остальные направления музыки остаются в информационной тени. Даже Филармония последнее время отдает предпочтение развлекательным жанрам. Да, сейчас зрителя практически отучили «трудиться» над произведением. Зачем мыслить, испытывать глубокие эмоции, потрясение, катарсис, если проще расслабиться и «проглотить» развлекуху? Тем более за тебя уже все «прожевали». Поэтому человек сегодня не воспринимает музыку, как искусство. В массе своей люди не склонны погружаться в философские глубины, им хочется чего попроще, полегче... вроде в стиле оглушительного авто-звука. К тому же появилось множество компьютерных программ, позволяющих выдавать «музыку» даже без специального образования. Соединяя уже готовые аккорды и мелодии, программа выдаст всё что угодно за музыку. Это и есть то самое «Дыц-дыц». С помощью ТВ, радио молодёжи внушили, что это современно, модно, круто... Хотя набор звуков попросту отупляет. Идет подросток в наушниках, пританцовывает, подпевает. И видно, что человеку наплевать на все, происходящее вокруг. У него свой мирок, вытащить его оттуда никому не под силу. Появилось целое поколение людей, которые оторваны от реального мира, разобщены. Мы вообще сейчас живём в информационном хламе по уши. Отфильтровать человеку ненужную, «вирусную» информацию бывает невероятно сложно. Многое, что раньше мог делать только человек, сейчас делает компьютер. Но даже самая совершенная программа никогда не заменит творца. Иначе искусство просто исчезнет. Кстати Владимир Орлов, В 2005 окончил с отличием Саратовское областное училище искусств по специальности "теория музыки". В 2010 окончил Саратовскую консерваторию по классу композиции доцента В. Г. Королевского. Кандидат искусствоведения, доцент Саратовской консерватории, Председатель Саратовского представительства Молодёжного отделения Союза композиторов РФ, лауреат международных и всероссийских конкурсов.