Журналист Максим Шевченко обсудил с министром культуры Владимиром Мединским олигархов, массовую культуру YouTube, успех балета «Нуреев» и нелюбовь к министру в Сети. Интервью было опубликовано на YouTube-канале журналиста. Первый вопрос, который задал Шевченко, касался информационного образа министерства. Он напомнил, что Мединскому вменяют поддельную докторскую диссертацию, давление на режиссера Серебренникова, запрет театральных постановок. «Вы выглядите исчадьем ада, который в царстве света мешает жить и творить». Владимир Мединский сообщил, что подавляющее большинство его коллег и сотрудников министерства культуры, работающих в регионах, относятся с пониманием к его деятельности. «Если говорить о профессиональных ненавистниках, то они есть, это тролли. Но это не настоящая ненависть, они пишут посты за деньги. Мне безразлично, кто это, кто их содержит», – заверил Мединский. Он подчеркнул, что терпим, и не может ответить людям тем же. «С Райкиным у нас рабочие разногласия в финансово-хозяйственной деятельности театра. Никаких эмоций у меня нет, это обычные рабочие моменты, которые есть практически со всеми руководителями наших подведомственных заведений от Большого театра, до небольших музеев». По словам министра культуры, Константин Райкин - человек творческий, и за его талант ему надо многое простить. «У нас нет в культуре людей, чьи пожелания и «хотелки» выполняются на автомате». Шевченко напомнил, что в истории с режиссером Кириллом Серебренниковым некоторые люди обвиняли министерство культуры в его травле. На что Мединский подчеркнул, что режиссер никогда не был обижен государством, и заявил, что «его бы не травили, он бы просто денег не получал». Он уточнил, что за несколько лет на постановки Серебренников получил порядка миллиарда рублей на творческие постановки и ремонт подчиненного ему «Гоголь-центра». «Эта ситуация (с арестом Серебренникова) отражается на наших сотрудниках: их вызывают на допросы, свидетельские показания. Это очень неприятная ситуация для министерства, я надеюсь, что она скоро разрешится», - посетовал чиновник. Журналист напомнил о ситуации с постановкой оперы «Тангейзер» Новосибирского театра, и сообщил, что многие после снятия постановки называли Мединского ретроградом. Якобы он заставляет снимать непонравившиеся ему лично постановки. «Я снял не оперу, я снял руководителя театра, и сделал бы это еще раз. Новосибирский театр – это не частная лавочка, и не спонсорский проект, а государственное учреждение. В творческие аспекты мы не вмешиваемся, будь то театр, филармония, музей. В эту часть министерство культуры не вмешивается, потому что цензуры в России нет. Она ведет к застою и убивает творческую мысль и творца». Владимир Мединский сообщил, что директор не внял предложениям учредителя театра разрешить конфликт, предпринять ряд управленческих шагов, и был уволен. В рамках интервью Шевченко и Мединский обсудили постановку «Нуреев», премьера которого с успехом прошла в Большом театре неделю назад. Министр культуры сообщил, что видел балет в деталях, но отказался его оценивать: «Что бы я не сказал сейчас, это будет истолковано как цензура либо теми, кто узурпировал светлое слово «либерал», либо те, кто провозгласил себя патриотами, или, не дай бог, православными активистами, оскорбляя понятие православия. В этом слабость моей позиции. Какую оценку не дай, будет казаться, что на кого-то давишь». Отвечая на вопрос, есть ли в министерстве цензура, Мединский напомнил определение этого понятия – это предварительный просмотр продукта до выпуска, и принятие решения о его выходе. «У нас такой цензуры, и нет даже возможности для цензуры, потому что Министерство культуры по численности одно из самых маленьких и компактных органов исполнительной власти в России, около 300 человек», - заметил Мединский. «Мой научный руководитель, гуру истории, академик Андрей Сахаров, сказал мне, что есть два профессиональных сообщества, очень узких и очень опасных, с которыми лучше не связываться. Это мужской балет и ученые-историки», - пошутил чиновник. Говоря о госзаказе, Мединский напомнил, что многие произведения культуры создавались именно по заказу государства, вспомнив таких творцов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пушкина, и творцов соцреализма. В ходе разговора была затронута тема пропаганды: «Мы определяем приоритетные темы в кино. Но это не означает, что фильмы будут сниматься только на эти темы. Например, о человеке труда, о борьбе с терроризмом, о спорте. Мы объявляем творческий конкурс, далее профессионалы из области искусства. А не чиновники, говорят, что их ста сценариев несколько будут достойны поддержки». Журналист предложил поговорить о новом культурном пространстве в интернете, которое интересует десятки миллионов людей: «Вы можете выделять 100 млн рублей на производство фильма, который посмотрит 50 тыс. человек, и есть те, кто сделают «на коленке» фильм, выложит в YouTube, который увидят 40 млн человек». Министр культуры сообщил, что воспринимает интернет как инструмент, носитель, а не ценность. По словам Мединского, его дети активно следят за YouTube-блогерами: «Я боюсь запутаться в именах, все-таки это не моя специфика, мои дети смотрят BadComedian, Oxxxymiron и Соболева, спортивных блогеров». Чиновник назвал это явление массовой культурой. На вопрос о том, как минкульт может соотносить себя с такой массовой культурой, Мединский ответил, что рекомендует музеям, театрам и другим подразделениям использовать новые формы для продвижения культурного продукта. «Мы сначала относились к этому как к игрушке, пока не начали получать отчеты о том, что во многих городах, до которых не доезжают популярные коллективы, при помощи интернета можно создать в сельских клубах виртуальный филармонический зал, куда люди приходят приодевшись, после концерта остаются поговорить и попить чай», - описал он. Шевченко напомнил, что аудитория, создающая новый культурный продукт, всегда молода, иногда идущая на конфликт с обществом. «Это часто не конфликт, а выход за рамки дозволенного, – уточнил Мединский. – Если культура – это то, что создает рамки, искусство – это выход за стандартные границы. Мы вкладываем большие средства на поддержку молодых режиссеров, драматургов». По его словам, по квоте три года финансируются фильмы-дебюты молодых режиссеров, и рассматривают возможность увеличения квоты, чтобы больше людей впустить в профессию и дать им проявить себя. «Надо отличать современное искусство от всех этих павленских, танцев в храме, поджигание дверей и прочего хулиганства, которое к искусству никакого отношения не имеет». Своей главной удачей на посту министра Мединский назвал управленческую работу, благодаря которой культура в России развивается опережающими темпами. Главной неудачей считает то, что не удается формировать информационное поле так, как хотелось бы. Любимыми кинокартинами министр назвал «17 мгновений весны», и «Храброе сердце», самой полезной книгой назвал «Повесть о настоящем человеке» и сообщил, что каждой книге – свой возраст.