С какими песнями по 2017 году шагали россияне
Уходящий 2017 год по многим параметрам войдёт в историю индустрии музыки. Всё началось с новогоднего «Голубого огонька», раскритикованного в пух и прах зрителями. Продолжилось раскруткой новых исполнителей и групп. А завершается покорением мира пуэрториканским дуэтом Луиса Фонси и Дэдди Янки и их хитом Despacito, у которого миллиарды просмотров в интернете. Самые яркие музыкальные тенденции года — в обзоре «ОГ». Погружение в ад То, о чём все знали, но боялись сказать, наконец-то стало темой для обсуждения. Однотипные новогодние «Голубые огоньки» со звёздами, зажигающими на российской эстраде не одно десятилетие, приелись зрителю. Едва отгремели залпы салюта, как высказался продюсер Макс Фадеев. Он не стал стесняться в выражениях: «Я не смог досмотреть ни одно музыкальное «шоу» на федеральных каналах. Такое ощущение, что, по мнению руководства Первого канала и «России», мир застыл в 1993 году. Невозможный репертуар, лубочная картинка, жуткие шутки и всё вместе это — просто погружение в ад»! Его поддержали десятки тысяч зрителей, подписавших петицию на имя руководителей главных каналов страны. При этом стоит отметить, что согласно рейтингам, лидерами у россиян всё равно остаются именно шоу с «лубочной картинкой». Глупо считать, что продюсеры главных каналов страны ставят в новогодний прайм-тайм выступления ветеранов отечественной эстрады из любви к искусству. Но несмотря на рейтинги, Первый канал и социальная сеть «Одноклассники» провели опрос, чтобы выяснить, каких артистов приглашать на новогодний «Голубой огонёк». Лидерами голосования стали Григорий Лепс, Ани Лорак и финалистка «Голоса» Наргиз. Также в десятке лучших оказались Полина Гагарина, украинские артисты Alekseev, Светлана Лобода и поп-группа Artik & Asti, группы «Ленинград» и «Руки вверх». Примадонна российской эстрады Алла Пугачёва заняла лишь десятое место. Пока непонятно, учтут ли телеканалы мнение зрителей. Ждать осталось совсем немного. Между нами тает рэп Объективность любого рейтинга можно поставить под сомнение. Другое дело, что рейтинги Apple Music или «Яндекс.Музыки» всё-таки отражают запросы людей, а не мнение конкретной редакции музыкального журнала. Цифра: сколько раз альбом прослушали, скачали и купили простые слушатели, встаёт во главу рейтинга и говорит о некой объективности. Проанализировав несколько музыкальных рейтингов, понимаешь, что в России крайне популярен рэп. В «ТОП-10 лучших песен» практически во всех рейтингах встречаются представители русскоязычного рэпа — Jah Khalib (Джа Халиб), «Грибы», Оксимирон. Один из самых популярных рейтингов — Apple Music — на первое место среди альбомов ставит творческую работу «Если чё, я Баха» Халиба, на третье — Скриптонита и его «Праздник на улице 36», на пятое — Ноггано (Василий Вакуленко) — «Лакшери»; восьмое место — Оксимирон и его «Горгород». Джа Халиб — уроженец Казахстана Бахтияр Мамедов стал, пожалуй, самым успешным коммерческим проектом отечественной рэп-индустрии этого года. Впрочем, это неудивительно. Рэпер — участник знаменитого лейбла «Black Star» (всё верно, один из основателей и официальное лицо — Тимати), а значит, поддержка, продвижение и успех ему обеспечены. Оксимирон во многом набрал свою популярность после рэп-баттла со Славой КПСС. Да и на первый план у слушателей сейчас выходит интеллектуальная составляющая текстов, простые рифмы уже никому не нужны. Та же история и со Скриптонитом. Его тексты с пластинки «Праздник на улице 36» о лихой жизни в очередной раз доказывают, что он самый самобытный сочинитель в русскоязычном хип-хопе. Аналитики рынка музыки фиксируют затяжной спад покупательского интереса к покупке альбомов на цифровых и физических носителях. В условиях разгула музыкального пиратства в популярных соцсетях индустрию спасают сервисы потокового интернет-вещания (Apple Music, «Яндекс.Музыка», Google Play Music, Deezer), где можно бесплатно/за деньги прослушать/купить понравившуюся песню/альбом. Представляем рейтинг лучших по данным перечисленных сервисов Только кач, только продакшн Главная тенденция в музыкальной сфере этого года — мощный прорыв продюсерских проектов. Чего только стоит бешеная популярность группы «Грибы» среди российских, да и не только российских слушателей. Изначально вокруг группы было много тайн — никто не видел её участников, не знал, чьими голосами исполняются песни. Позже стало известно, что продюсером проекта является Юрий Бардаш, группу он создал на Украине, в Киеве. Когда-то по такому же принципу Максимом Фадеевым создавалась Глюкоза — загадочный мультяшный персонаж с электронным голосом — и тоже имела оглушительный успех. Многие считают, что «Грибы» были придуманы как группа-однодневка, группа одной песни, на которой бы создатели заработали как можно больше и на этом закрыли проект. Что ж, пока прогноз сбывается, несмотря на победу в самых разных рейтингах, они так и не дописали свой единственный альбом и отменили большинство своих концертов. Ещё одна продюсерская победа этого года — певица Светлана Лобода. Кстати, тоже украинская исполнительница. Стартовала она ещё в проекте «ВИА Гра», но не прижилась в коллективе и… пропала из поля зрения. Однако благодаря продюсеру Нателле Крапивиной произошло триумфальное возвращение певицы на сцену. Сначала зрителям полюбилась её скандальная песня «К чёрту любовь», новая волна народной любви захлестнула Лободу после трека «Твои глаза», в этом же году во всех рейтингах отмечен её хит «Случайная». Нателла Крапивина, скромничая, говорит, что они с певицей скорее партнёры по бизнесу и творчеству, нежели просто артист и продюсер, но до Крапивиной Светлана о такой популярности даже под покровительством Константина Меладзе мечтать не могла. Так, её альбом «H2Lо» в первый же день после официальной премьеры в iTunes попал на первую строчку чарта семи стран: Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, России, Белоруссии и Казахстана. Подводя итоги года, уже просто странно не упоминать безумно популярный продюсерский проект — Ольга Бузова. Как ни протестовал против ведущей «Дома 2» наш шоу-бизнес, деваться некуда — лавина подростковой любви приносит ей первые строчки хит-парадов, выступления на самых крупных площадках страны, а её продюсеру Леониду Величковскому — огромные деньги. И пусть кому-то покажется, что мир сошёл с ума, ведь все знают — петь Бузова как не умела, так и не умеет. Но правильный продакшн, танцевальная «качёвая» музыка, эпатажный образ сделали своё дело — её первая сольная песня «Под звуки поцелуев» в первые два дня попала на первое место чарта iTunes в России. В декабре Ольга выпустила новый трек «WiFi», который по версии Google Play Music находится на третьем месте по скачиванию. Опубликовано в №237 от 20.12.2017 под заголовком «Эта музыка будет вечной?»