Памяти художника Геннадия Мосина
ИА «Уральский меридиан» продолжает рассказывать о значимых датах Уральского Федерального округа в своем проекте «Уральский месяцеслов». В этом проекте мы объединяем памятные даты, в которые происходили важные события для регионов УрФО, это и биографии выдающихся личностей и события повлиявшие на ход истории и развитие родного края. Свердловская область: 35 лет назад, 20 декабря 1982 года, в Свердловске скончался художник Г. С. Мосин. Его биографию в «Календаре памятных дат в истории Урала. 2017 год» рассказывает доктор исторических наук Алексей Геннадьевич Мосин: Г. С. Мосин Геннадий Сидорович Мосин родился 26 января 1930 года в селе Каменное Озеро (ныне село Каменноозерское Богдановичского района Свердловской области) в крестьянской семье. Родители расстались еще до рождения Геннадия, он рос без отца, а после того, как семьи родителей были раскулачены, Геннадий с матерью, Екатериной Федоровной Голоушкиной, жили в Березовском. С раннего детства Геннадий мечтал стать художником. В 16 лет он поступил в Свердловское художественное училище, на занятия ходил пешком, туда и обратно – двадцать километров. После окончания училища в 1951 году успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде), но не был зачислен. Друзья-комсомольцы убедили его обратиться в ЦК ВЛКСМ, после чего справедливость была восстановлена. Семья Мосиных Годы учебы на отделении живописи Академии художеств завершили огранку природного таланта Геннадия Мосина, он стал настоящим мастером рисунка и живописи и открыл в себе способности к созданию больших исторических полотен. После окончания академии педагог Г. С. Мосина профессор В. М. Орешников убеждал молодого художника остаться в Ленинграде, предлагал на первых порах работать в его мастерской. Но Геннадий Сидорович не представлял себе дальнейшей жизни вне Урала и в 1957 году вернулся в Березовский. С 1960 года художник с семьей жил в Свердловске, где ему Союзом художников были предоставлены квартира и мастерская. Художника волновали драматичные страницы истории страны, его большие живописные полотна были посвящены событиям революций и Гражданской войны. Первой серьезной заявкой на художественную разработку этой темы стала картина «Похороны жертв революции» (1959), затем были «Политические» (1964), «1918-й» (в соавторстве с М. Ш. Брусиловским), «Красные командиры времен Гражданской войны на Урале» (1969). Энергетика этих картин, мастерство и гражданская взволнованность художника и его соавтора привлекали симпатии зрителей, но непривычная для советского искусства трактовка образов вождей и других «делателей революции» насторожили власти. Судьба многих историко-революционных полотен Мосина оказалась непростой, а в связи с «Политическими» на него было заведено судебное дело; в результате картина была признана «творческой неудачей», договор на нее расторгнут, и она осталась в собственности художника. Другой сквозной темой работ Геннадия Мосина стал облик Урала в произведениях П. П. Бажова. Героем дипломной работы в Академии художеств «Уральский сказ» стал Данила-мастер. Позднее задуман был триптих по сказам Бажова, написана картина «Малахитовая шкатулка», выполнены иллюстрации к сказам «Серебряное копытце» и «Малахитовая шкатулка», а в последние годы жизни Г. С. Мосин работал над иллюстрациями к 26 сказам П. П. Бажова (книга вышла в 1983 году, уже после смерти художника). Историзм художника проявился и в большой картине «Сказ об Урале» (1967), в которой воплощены образы тружеников горнозаводского Урала – старателей и горщиков, металлургов и оружейников, а в мальчике с игрушкой в руках воплотилась память о сиротском детстве самого художника. Монументальностью отличались созданные в 1960-е годы портреты художника Виталия Воловича и участника итальянского сопротивления Алексея Кубышкина, написанные в том же «суровом стиле», что и картины Мосина того времени. Не получая от государства заказов на новые большие полотна, художник сосредоточился на создании небольших по размеру картин, пейзажей и портретов, в которых отразились его любовь к природе Урала, интерес к внутреннему миру современников. В 1970-е годы им созданы пейзажи «Весна», «В Башкирии», «Апрельский день», картины «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царевне-лягушке», «Пушкин». После покупки дома в деревне Волыны под Староуткинском в этих живописных местах художник создал множество этюдов, пейзажей и картин: «На Чусовой», «Вид на Старую Утку», «Март», «Портрет кота Матвея», «Осень в долине», «Снегопад в долине» и др. Интерес к Волге, где прошли детство и юность жены художника, Людмилы Михайловны Маловой, воплотился во множестве этюдов, в пейзаже «На Волге» и в картине «Волжанка», в которой образ жены вписан в волжский пейзаж. Портрет художника Виталия Воловича. 1964 г. В последние годы жизни художник активно занимался книжной графикой (иллюстрации к «Русским народным сказкам» и «Сказкам дедушки Ай-По» Ю. Афанасьева), создал два скульптурных портрета – композитора Георгия Свиридова и солиста Большого театра Александра Ведерникова. Итогом творческой деятельности Г. С. Мосина стали две персональные выставки, прошедшие в Свердловске (ноябрь 1981 года) и в Москве (январь 1982 года). Накануне первой выставки ему было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР». У художника было много творческих замыслов, но времени на их осуществление уже не было: Геннадий Мосин скончался после тяжелой болезни на 53-м году жизни. «Мосин – настоящий, природный (по рождению) талант, что так редко встречается, – записал в книге отзывов посетивший московскую выставку художника Г. В. Свиридов. – Своя манера, свои типы людей, свой пейзаж, свое небо, и все это не придумано, не высосано из пальца, а увидено в жизни и возвышено человеческой душой». В память о Г. С. Мосине его именем названы художественные школы в Екатеринбурге и в Березовском, в 1990 году свердловской художественной галереей «Эстер» была учреждена премия имени Геннадия Мосина (присуждалась в 1991–2009 годах).