Под пятой у мамы: режиссёр Вадим Данцигер представит краю новый шедевр

Его спектакли, поставленные на сцене Приморского академического театра имени Горького («Один день из жизни Мордасова», «Женитьба», «Заповедные дали», «Эдит и её демоны»), всегда идут при полном зале и отмечаются театроведами. Новая постановка Вадима Иосифовича - спектакль «Васса» - буквально заинтриговала зрителя. Две истории Ещё весной, рассказывая о планах на грядущий сезон, главреж театра Ефим Звеняцкий сказал: «И наконец-то мы, театр имени Горького, покажем публике пьесу Горького. Их давно не было в репертуаре. Поставит спектакль Вадим Данцигер». Публика гадала, какую именно из пьес возьмёт Вадим Иосифович, но мало кто мог предположить, что он обратится к «Вассе Железновой», и не просто ко всем известной редакции 1935 г., а к первой, малоизвестной, написанной Горьким в 1910 г. Да, мало кто из учившихся в советской школе знает, что тогда он написал пьесу «Васса Железнова», в которой рассказывал о трагедии в семье зажиточной «бизнес-вумен», как сказали бы сегодня, а тогда - купчихи Вассы Петровны Железновой. Пьеса прошлась по театрам России и была востребована. А в 1935 г. он фактически переписал пьесу заново, создав совершенно новый сюжет, добавив героев и значительно изменив само направление «Вассы Железновой». Во второй редакции появилась линия политическая - невестка Вассы - революционерка Рашель, и линия социально-обличающая: всё та же Рашель буквально пришпиливает Вассу и её семью к позорному столбу, бичуя разврат и разложение «русского капитализма». Вторую редакцию ставили в театрах СССР намного чаще, по ней снял великолепный фильм Глеб Панфилов - с Инной Чуриковой в главной роли. - Именно поэтому я и обратился к первой редакции, - говорит Вадим ДАНЦИГЕР, - что в ней речь идет именно о семейных ценностях. Это мне намного интереснее. Живёт в своём доме на Волге деловая женщина Васса Железнова (актриса Светлана Салахутдинова). После смерти мужа дело ведёт, мечтая, как передаст его в надёжные сильные руки. Да вот беда - нет таких рук. Сыновья Вассы выросли слабыми, непутёвыми. один - Павел - психически не совсем нормальный (актёр Константин Суворин), второй - Семён (актёр Сергей Лисинчук) - подкаблучник да мямля, под властью жены своей живёт (актриса Марина Волкова). И оба о наследстве мечтают. - Основные темы спектакля просты, - говорит Вадим Данцигер. - Есть такое выражение «цель оправдывает средства», так вот Васса живёт под этим девизом, он заменил ей и мораль, и даже в каком-то смысле религию. Мы с актёрами в спектакле исследуем тот звериный, первобытный закон, когда ради выживания племени сильный убивал слабого. Ведь поступки Вассы именно таковы, она избавляется от своих слабых детей в пользу более - потенциально - сильных внуков, она оставляет вокруг себя дочь Анну (актриса Александра Аубекерова) и невестку Людмилу (актриса Валерия Запорожец), практически устранив своих сыновей. А продиктованы её поступки желанием продлить род, отдать дело своё в действительно сильные руки. Жутковатое семейство Васса - хранительница рода, они с мужем своё большое дело, капиталы свои по копеечке набирали, чем только не занимались, даже ростовщичеством. И вот теперь, когда дело пошло в рост, когда замаячили перспективы, выясняется, что после Вассы и отдать-то его некому? Как же так? Нужно найти тех, кто сможет вести и дом, и дело такой же твёрдой рукой, как это делала Васса. Она избавляет себя от понятия совести, отказывается от него, живёт по разуму. Страдает ли она, приняв такое решение и следуя ему? Безусловно! Вообще, на мой взгляд, в этом спектакле, в пьесе нет ни одного положительного персонажа, но при всём этом каждого из них мне жалко. Жутковатое это семейство - Железновы. Здесь никто никого не любит. Но каждый, вот что удивительно, мечтает о любви. Только вот откуда ей взяться в таком мире, где все застят мерцающие на горизонте большие деньги? Вот и рвут члены семьи друг у друга из глотки то самое наследство, делят шкуру неубитого медведя, всё больше и больше убивая собственные души во время этого дележа. - Понимаете, они живут по принципу «закон, мешающий продолжению рода, не закон», - говорит Вадим Данцигер. - Боятся они бога? Да. Но это не мешает им поступать в разрез с его заповедями. И это нам, в зале, легко судить каждого из персонажей, мол, ах, как он плох... Я же надеюсь, что кроме осуждения у зрителей возникнет множество других чувств и эмоций - от сострадания до понимания того факта, что все реалии, которые есть на сцене, отнюдь не «быт и нравы позапрошлого века», что так сегодня живут многие семьи, где забыли о нравственности. Когда мы актёрами ещё во время читок разбирали каждого персонажа, артисты удивлялись тому, как легко им понять своего персонажа. А удивляться нечему: Горький - великий драматург, и то, что его сделали «революционным трибуном», сработало против его творчества, отбив у тысяч людей желание читать его произведения. А они, между прочим, великолепны! Надеюсь, мы сможем на сцене показать всю силу и мощь таланта этого русского писателя и драматурга. КСТАТИ Премьера спектакля «Васса» пройдёт в театре имени Горького 21 и 23 декабря.

Под пятой у мамы: режиссёр Вадим Данцигер представит краю новый шедевр
© АиФ-Владивосток