"Ревизор" в театре Чехова – Хлестаков-дьявол и непреходящие пороки
В современном театральном мире классические произведения редко преподносятся без "изысков" и тонкой "оригинальности" в прочтении материала. Поэтому каждую постановку, где к автору сохраняется неподдельное уважение, личный и профессиональный пиетет, я воспринимаю с большим энтузиазмом. Шац о коммерческом театре: как совместить полезное с приятным >>> Так произошло и в этот раз, когда мне довелось посмотреть гоголевского "Ревизора" на сцене Государственного русского драматического театра имени Антона Чехова в Кишиневе. Спектакль "Ревизор", режиссер Иосиф Шац Режиссер Иосиф Шац обошелся со знаменитой пьесой не только бережно, представив зрителю все лучшее в ней, все то, что мы когда-то изучали в школе, а затем многократно перечитывали, — но и осуществил главную задачу любого спектакля. Он снова убедил нас, современных людей, в том, что истины, отображенные в классической литературе и драматургии, непреходящи и влияют на нашу жизнь по сей день. Дмитрий Коев: работать режиссером русского театра в Молдове непросто >>> Посмотрите на гоголевских городничего, Ляпкина-Тяпкина, Бобчинского и Добчинского, Землянику и других героев пьесы. Как мы помним, едва узнав о том, что из столицы в уездный городок, едет ревизор, они тотчас запаниковали, ибо все, как на подбор, небезгрешны. А, решив, что вконец прокутившийся Хлестаков и есть тот самый важный чиновник, устроили ему такой прием, так соревновались друг с другом в подобострастии и лизоблюдстве, что зритель вот уже почти 200 лет диву дается, как такое только возможно! Не думал о том, что века прошедшие и проходящие мало изменили человечество и человека, в частности. Посмотрите каждый в своем городке, селе, районе и вы будете потрясены тем, как медленно и трудно изменяются люди. Спектакль "Ревизор", режиссер Иосиф Шац Но, увы, — возможно. И мы с вами видим нечто подобное на каждом шагу, в нашей повседневной жизни. Театру же свойственен гротеск, с помощью которого мы и способны узреть то очевидное, что недоступно в обычной жизни, где взор замылен, а сознание устало воспринимать одни лишь недостатки. Но тут еще важно кто и как осмыслит и поставит материал, как сыграют артисты. В данном случае инструменты созидания и провидения подвластны Иосифу Шацу, а его актеры давно уже мастера сцены. Вот такой союз и решает успешность и индивидуальность режиссера и артистов. Константин Харет: Театр и зритель — только взаимность >>> Но лично мне не давало покоя то, что образы, представленные на сцене, так сильно похожи на тех, кого мы часто встречаем в госучреждениях, частных компаниях и при многих других обстоятельствах. Словно бессчетное число обладателей "теплых местечек" выплеснуло на зрителя всю квинтэссенцию философии своей жизни. Чиновники с маленькой буквы "ч", но с большой буквы "Я" — так можно окрестить всех их. Спектакль "Ревизор", режиссер Иосиф Шац Да, для этого действительно нужен талант и умение, а, главное, жизненный и профессиональный опыт в обличении пороков. Все это есть у замечательных актеров театра имени Чехова — Юрия Андрющенко, Геннадия Зуева, Петра Пейчева, Марины Сташок, Геннадия Бояркина, Владимира Заваленного, Дениса Перева, Владимира Кирюханцева, Дмитрия Коева и других артистов, занятых в спектакле "Ревизор". Гоголь по-хармелински: мертвые души — персонажи нашей жизни >>> Замечательно, что такие постановки смотрит и молодежь — в полном, включая балкон, зале половину зрителей составляли именно школьники. Для них произошло, если не чудо, то очень важное событие — герои учебной программы по литературе ожили и предстали на сцене такими, какими их, возможно, видел в своем воображении сам Николай Васильевич. Классика на то и классика, что во все времена смотрится по-современному. Поэтому и новаторство режиссера, его оригинальные находки хорошо ложатся на гоголевский замысел. Это он воскресил великого Гоголя, идущего по нашему городу. Вот, например, Хлестаков примеряет карнавальные дьявольские рожки. Случайно ли это? Но, как мы знаем, на сцене нет ничего случайного — вспомним знаменитое чеховское ружье. Конечно же, Хлестаков далек от гетевского Мефистофеля, булгаковского Воланда или андреевского Анатэмы, но… "Хлестаков — не зря примеряет дьявольские рожки! Конечно, он не совсем дьявол, но безусловно является фигурой бесовской, энергия которого способна приводить в движение человеческие массы и менять порядок вещей маленького городка и целой страны. В мире лукавых, вороватых и лицемерных чиновников, с их перевернутыми представлениями о долге, порядочности, добре, любви, дружбе, семье, Хлестаков вырастает в зловещую фигуру, управляющую происходящим", — считает Иосиф Шац. По его словам, "хлестаковы, заявляют о себе, как явление, способное воздействовать на извращенное сознание в мире перевернутых ценностей. Именно в этом их непреходящая живучесть". "Хлестаков-ревизор" не просто бесовской фантом, — это зеркальное отражение страхов, иллюзий, безумия, ночных кошмаров, коими забиты головы большинства вороватых чиновников. Волею судеб, оказавшись в центре внимания, хлестаковы легко вписываются в уродливую череду событий великой трагикомедии, именуемой — жизнь! Их патологическая лживость, фанаберия, авантюризм, как вечная плесень и мразь способны к адаптации в любых условиях, вызывая телячий восторг и восхищение недоумков. Дамы надевают новые одежды, прихорашиваются, и готовы пуститься во все тяжкие грехи, чиновники изощряются в лицемерной преданности, градоначальники теряются в фантазиях от внезапно открывающихся перспектив, и все, как завороженные, безропотно склоняют головы, суют взятки, опьяненные собственной слепотой", — комментирует режиссер театра имени Чехова. Кишинев с частным визитом посетил… Николай Васильевич Гоголь >>> Он убежден, что действие, спровоцированное Хлестаковым, — "это массовый психоз, при котором наглый, холуйский авантюризм манипулирует поведением должностных лиц любого уровня; это эффект коллективного помешательства в духе современных политических реальностей, это шабаш перевертышей и выявление истинных намерений проходимцев всех мастей". Именно так режиссеру Иосифу Шацу представляется сегодня современность звучания гоголевского "Ревизора". И хоть Хлестаков не обладает демоническим всевластьем других представителей "дьяволиады" знакомых нам произведений, но выходит так, что и он — "часть той силы, что хочет зла, но вечно творит благо". И благо это заключается в том, что "сливки общества" уездного города, обнаружив, что Хлестаков оказывается не ревизором, а просто незаурядным пройдохой, — прозревают и укоряют себя за то, что, поддавшись страху, а затем и тщеславию, возвели незванного гостя на столь высокий пьедестал, вручили ему все ключи от заветных дверей и призвали верховодить, вершить судьбы. "Время любви и ненависти" — наша общая память и боль >>> Как жестоко может обмануться тот, кто ежедневно обманывает других! И здесь вспоминается другой рефрен, воплощенный когда-то на русской театральной сцене, — "На всякого мудреца довольно простоты". Что последует за этим прозрением и самокритикой городничего и компании? Исправятся ли сильные мира сего? Заставят ли себя жить по-людски, не обкрадывая народ, не беря и не давая взятки? Ответ на этот вопрос имеется, и он, увы, отрицательный. Ведь, будь он другим, то не увидели бы в постановке "Ревизора" мы, современные зрители, что-либо похожее на нынешнее общество и, особенно, тех, кто "схватил судьбу за бороду". Оказывается, идеи "Мертвых душ" и "Ревизора" возникли в Молдове >>> Не в этом ли главная задача деятелей театра — каждый раз напоминать нам, из чьей шинели мы вышли, какие низменные цели порой преследуем, и какая кара может обрушиться на нас в итоге? С этой задачей, — не забыть о наших пороках и недостатках, — с успехом продолжает справляться театр имени Чехова и, в частности, режиссер Иосиф Шац и артисты, играющие в "Ревизоре". Мнение автора может не совпадать с позицией редакции