Из таджикского театра в московский: история актера Самада Мансурова
ДУШАНБЕ, 21 дек — Sputnik, Илона Ярош. Маленькое уютное двухэтажное здание особняка на окраине Москвы совсем не похоже на театр в привычном его понимании. Если бы не яркие афиши предстоящих спектаклей, догадаться, что именно здесь "живут" актеры было бы очень сложно. Московский драматический театр "Бенефис" под руководством Анны Неровной существует уже 29 лет, и 15 из них в нем работает актер из Таджикистана Самад Мансуров, который любезно пригласил Sputnik на один из спектаклей. Сегодня в "Бенефисе" играют спектакль "Учитель химии" — историю про школу в провинциальном городке, ее учениках и учителе химии Федоре Ивановиче, который создал в своей голове утопический образ идеального ученика, чье появление в школе он ждет каждый день. Но, так и не дождавшись, сходит с ума. Актер Самад Мансуров, архивное фото Семейная атмосфера Самад просит меня прийти за полчаса до спектакля, актер уже приготовил приглашение и оставил "у охраны". "Охранником" оказывается статная женщина, которая сидит при входе в театр, вместе с ней на страже порядка пушистый кот, который явно привык к обилию посетителей и совершенно не боится людей. "Да-да, Самад про вас говорил", — расплывается женщина в широкой улыбке. Не успевает она произнести эти слова, как по лестнице спускается и сам актер. Забегая вперед, скажу, что общение с Самадом Мансуровым скорее напоминает встречу старых друзей: неловкость и официоз остаются в стороне, а время за разговором летит незаметно. Пока время первого звонка не пришло, Самад предлагает выпить кофе в буфете и прийтись по театру, а сам удаляется готовиться к спектаклю. Последовав совету актера, я отправляюсь осматривать территорию и наблюдаю за гостями. К слову, публика в театре очень разная: вот пожилая пара пьет чай, две студентки медицинского вуза пришли на спектакль по студенческим билетам, молодой человек звонит маме сказать, что "снова пришел в "Бенефис". Чуть позже в холл заходит группа школьников с сопровождающим, но на спектакль их не пускают: все дело в возрастных ограничениях – у "Учителя химии" они 16+. Людей пускают в зал со вторым звонком, в помещении всего 10 рядов и не более 100 мест. Атмосфера в театре очень семейная, с любого места сцена – как на ладони. Актер, которому хочется верить На сцене зрителей уже ждут актеры. Они сидят неподвижно, в деревянной рамке, точно воспоминания, застывшие в прошлом. И правда, весь спектакль состоит из воспоминаний. Повествование ведется от лица одной из учениц, которая рассказывает о своих одноклассниках: сыне богатых родителей, изгое – хакере, двух друзьях-хулиганах, подружках-модницах, мечтающих найти своего принца, отличнице и наркоманке. Актер Самад Мансуров, архивное фото Ребята не принимают рассказчицу в свою компанию, она становится объектом насмешек: ее часто обзывают, иногда даже доходит до рукоприкладства. Вспоминает одиннадцатиклассница и об учителях: деспотичном историке, нервной биологичке и чудаковатом химике, мечтающем однажды вырастить гения в стенах маленькой провинциальной школы. Учителя химии, одно из центральных персонажей повествования играет Самад Мансуров. Актер Самад Мансуров, архивное фото За полтора часа герой актера проходит путь от простого мечтателя до сумасшедшего: он изгой и не авторитет для школьников, и даже однажды получает кулаком в лицо от одного из учеников. Перед актерами стоит сложная задача – показать сегодняшние реалии, размытые рамки приличия, отсутствие воспитания и потерю культурных ценностей. К концу спектакля кто-то уедет из родного городка, кто-то посвятит себя детям и семье, кого-то будут разыскивать специальные службы, кто-то умрет, а герой Мансурова сойдет с ума. Не сложно догадаться, что за всем этим стоит сложная актерская работа и Самаду удается с блеском показать весь спектр эмоций. Его герою начинаешь верить сразу, он вызывает сочувствие и не смотря на то, что химик явно выжил из ума, он иногда кажется самым искренним и правдивым. "Учитель химии" — непростой спектакль. Он современный, заставляющий задуматься, выворачивающий актеров и зрителей наизнанку. Многие посетители назвали его "близким по атмосфере", вспомнив при этом свои школьные годы. Это тот случай, когда действие оставляет мощное послевкусие, которое складывается из всего сразу: камерности зала, блестящей актерской игры и актуальности пьесы. Актер Самад Мансуров, архивное фото По окончании спектакля Самад попросил дождаться его в зале. Помещение опустело, зрители разошлись по домам, несколько женщин убирают со сцены реквизит. Актер приходит через несколько минут, несмотря на полуторачасовой спектакль, актер выглядит бодрым и с радостью отвечает на вопросы. Из таджикского театра в российский Самад Мансуров родился в Хороге, в актерской семье. Дома у будущего актера в основном говорили на памирских языках, но, родители приняли решение отдать мальчика в русскую школу, где таджикский язык преподавали в качестве второго. В детстве Самад был застенчивым ребенком, редко выходил на сцену и уж точно не мечтал о карьере актера. Там более, что мама, отдавшая всю свою жизнь этому виду искусства, всячески отговаривала сына от этого. После школы Мансуров принял решение поступать в училище Гражданской авиации и уехал в Кыргызстан. "В то время был юношеский бум – все хотели стать летчиками, ну и я поддался стадному чувству. Естественно, через год понял, что это совершенно не мой лес. Спасало одно – я играл в клубе училища на гитаре", — рассказывает актер. После первого курса Самада забрали в армию. Отслужив, Мансуров вернулся на родину, где в то время Михаил Глузский, советский актер, руководитель одной из мастерских во ВГИКе, набирал новый курс студентов по всему Таджикистану. Тогда молодой человек решил попытать свое счастье. "Комиссия во главе с Михаилом Андреевичем Глузским приехала в Таджикистан, всех заранее оповестили о том, что будет набор курса во ВГИК. Желающих было огромное количество, такое происходит раз в 15 лет", — поясняет Самад. Сам отбор проходил неделю. Желающим поступить не было конца: люди приезжали на просмотр со всех уголков страны. Мансуров пошел на конкурс на 4 день, прочитал стихи на русском языке. В итоге со всей республики отобрали 14 человек, которые поехали учиться в Москву. Среди них оказался и будущий актер театра "Бенефис". Отучившись в институте, Самад вернулся в Таджикистан, где устроился в театр имени Маяковского в Душанбе, но через три года актер понял, что пора расширять границы. "Я снова оказался в Москве, в театр "Бенефис" пришел со своей однокурсницей: она хотела показаться и позвала за компанию, но получилось так, что прошел я", — рассказывает Мансуров. Следующие 15 лет, вплоть до сегодняшнего дня Мансуров будет играть на этой сцене. Он признается, что в "Бенефисе" ему комфортно, как дома. "Мне здесь очень легко работать, в том числе и потому, что могу полностью управлять эмоциями, делать все, что от меня зависит. Здесь маленькая сцена, а ВГИКовская школа, заточенная больше под работу в кино, готовила меня именно к работе с небольшими пространствами", — подчеркивает актер. Во время разговора Самад всегда говорит о родном театре с улыбкой, отзывается очень тепло, подчеркивает, что горд тем, что ему посчастливилось работать с такими мэтрами. Любимые спектакли, кино и ностальгия по Таджикистану Самад признается, что за 16 лет репертуар театра сильно менялся, за это время актер сыграл в 5-6 спектаклях, но любимый и самый близкий для него – это "Учитель химии". "Учитель химии очень близок мне. Наверное, это еще и вопрос возраста, когда ты видишь, как все вокруг меняется. Это борьба поколений. Причем, по первости я его как-то невзлюбил, но теперь играю учителя уже 4 года и очень проникся", — рассказывает актер. Актер Самад Мансуров, архивное фото Кроме работы в театре, Мансуров играет в кино: на его счету десятки сериалов и фильмов, он также несколько раз озвучивал кинокартины. Актер говорит, что к выбору ролей подходит тщательно и принимает не все предложения. "Часто мне предлагают играть не слишком положительных выходцев из Центральной Азии, соглашаюсь на это не всегда — не хотелось бы создавать такой отрицательный образ" — поясняет он. Я спрашиваю, есть ли актеры, на которых он ровняется. Самад крепко задумывается, но через минуту отвечает: "Миронов! Он для меня недостижимый, ярчайший талант". Сам актер редко принимает другую сторону и становится зрителем, но отмечает, что как с российским, так и с таджикским театром сейчас происходит трансформация и выбрать есть из чего даже искушенному зрителю. "Таджикский театр развивается быстрыми темпами. Даже когда я работал в Душанбе, в театре ставили очень интересные постановки. Есть, конечно и нюансы: свободы там меньше. Знаете, как говорят Восток — дело тонкое" — считает Мансуров. Сожалеет он и о том, что в Таджикистане так мало театральных "кадров". Мама актера до сих пор работает в таджикском театре, а вот из его одногруппников всего пять человек предпочли вернуться в родную республику. "Очень много талантливой молодежи у нас. Благодаря таким театральное искусство никогда не умрет", — добавляет он. Всю беседу Самад говорит о родном крае с ностальгией. Актер очень скучает по родным, которые остались в республике и часто вспоминает свое детство. "Очень скучаю по зеленому Душанбе. Сейчас, конечно ландшафт города несколько изменился, но все к лучшему: жизнь меняется и мы вместе с ней", — подчеркивает Мансуров. Разговор подходит к концу, мы выходим в темное фойе. Самад Мансуров провожает меня и с широкой улыбкой повторяет: "Обязательно приходите еще. Театр жив и всегда рад зрителю".