Ещё

Правительство присудило премии в области культуры за 2017 год‍ 

Фото: Российская Газета
Подготовленная Третьяковской галереей выставка к 150-летию объединила коллекции почти тридцати российских и мировых музеев от Петербурга до Копенгагена и Парижа, и около десятка частных собраний — проект представил более ста живописных произведений великого реалиста, его графику, скульптурные композиции, работы для театра.
Перед посетителями выставки личность художника впервые раскрылась так разносторонне и многогранно — мы увидели полный спектр его творчества от хрестоматийных полотен до малоизвестных шаржей и театрального занавеса, созданного для Русских сезонов Дягилева. Просветительский посыл выставки достиг своей цели: она собирала нескончаемые потоки людей и стала одной из самых громких сенсаций культурной жизни страны. Авторы и кураторы проекта — , Ольга Атрощенко, Лидия Торстенсен — стали лауреатами премии. Очень много сделали для распространения знаний о русской художественной школе в мире и их коллеги — новые лауреаты премии Семен Михайловский — комиссар Павильона России на Венецианской биеннале, дизайнеры Ирина Чекмарева и Андрей Шелютто — организаторы цикла выставок современного русского искусства за рубежом.
Одним из заметных событий театральной жизни Москвы стал авторский проект , работа над которым заняла без малого десятилетие: три чеховские пьесы, тонко им интерпретированные, поставленные и оформленные в качестве сценографа, объединенные в трилогию на афише , — «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». Премий удостоены также исполнители главных ролей и .
Новую жизнь обрел один из старейших театров России — Александринский — с появлением уникального по возможностям и функциональности театрального комплекса, вместившего, кроме малого зрительного зала, медиацентр, учебные аудитории, а также блэкбокс-сцену, дающую простор для театральных экспериментов. Авторы проекта — архитекторы Юрий Земцов, и Нина Поповская — по заслугам отмечены правительственной премией.
В постсоветской России обострилась проблема сохранения музыкальных традиций народов многонациональной страны — эти традиции отступили под натиском разнокалиберной попсы, отечественной и мировой, и практически исчезли с концертных площадок и из эфира.
Тенденции усредненной безликости успешно сопротивляются энтузиасты фольклора, авторы проекта «Многоликая Россия», предпринятого Российским домом народного творчества имени Поленова. Премия руководителю проекта Анатолию Цепу — знак особого внимания, которого заслуживает идея возрождения всех форм народного творчества, после краха СССР лишившегося и государственной поддержки, и базы для своего развития, и средств массовой пропаганды фольклора.
"Я буду счастливым человеком, если каждый день увижу заполненный зрителями зал на спектаклях нашего театра, который пытается сохранить дух русского психологического репертуарного театра", — эти слова, вынесенные в логотип петербургской «Русской антрепризы имени Андрея Миронова», принадлежат создателю первой в современной России негосударственной стационарной, репертуарной и при этом антрепризной сцены актеру и продюсеру, народному артисту . Этот театр уникален уже тем, что собирает на своих подмостках лучших актеров театров Петербурга, Москвы и других городов, здесь играли , , , … Его репертуар разножанров, но в любом спектакле, от драмы до водевиля, живут традиции той уникальной русской психологической актерской школы, которой восхищается мир, но у себя дома она выдерживает атаки как «устаревшая» и подлежащая списанию с корабля современности. Премия создателю «Русской антрепризы» — опять-таки знак авторитетной государственной поддержки не только талантливой инициативы, но и самой этой театральной традиции.
Серьезной общественной акцией, ярким протестом против любой государственной лжи стал фильм «Конец прекрасной эпохи», собравший свидетельства писателя в пору его журналистской практики в СССР, когда нужно было «протискиваться в щель между совестью и подлостью». Награды получили сам режиссер, а также выдающийся оператор и актер .
Не забыты и те, кто в наше меркантильно-ориентированное время думает о столь коммерчески безнадежных, но важных для будущего жанрах искусства, как фильмы и телепередачи для детей. Среди лауреатов — , режиссер анимационного фильма «Три богатыря. Ход конем», а также создатели историко-просветительской телеигры «Знамя Ермака» на Омском телевидении Александр Малькевич, Наталья Гуц и Павел Губанов.
Лауреатами премии стали также писатель  — автор книги о  в серии «Жизнь замечательных людей» и, посмертно, ушедший в этом году  — последний из великой когорты поэтов-шестидесятников, сделавших целую эпоху в русской литературе и общественной мысли.
Комментарии