Всякая годная попса: итоги года. 10 главных русских поп-альбомов — 2017
Антон Вагин, бессменный лидер «Трупоглазых» и ведущий главного мем-канала страны ОРУ, подводит поп-итоги года. А-а-а, русская попса! Бугристый мир со своими законами физики и геометрии, куда открыт доступ лишь самым отважным из нас. Все мы его боимся, все мы его любим, но мало кто из нас его знает. Даже русский рэп в 2017-м году почти избавился от негативного образа, но отечественной поп-музыке это еще только предстоит. Какие вот вы в этом году слушали поп-альбомы, сделанные в России? Большинство читателей сейчас напряглось и вспомнило, скорее всего, либо инди-товарищей, либо представителей соседних республик. Это, друзья мои, никуда не годится, давайте исправляться. Ваша цель на 2018-й год — простить и понять русскую попсу, принять ее в своем сердце и распространить сие учение по всей галактике. Не подумайте, что в сложившейся ситуации виноваты вы! Почти вся отечественная поп-индустрия круглосуточно только и занимается тем, что производит музыку, которую сложновато слушать, находясь в здравом уме. Главная проблема русской попсы — это застой (впрочем, не только попсы, да?). Большинство ее музыки безнадежно застряло в начале 2000-х, в этом кривоногом макабре из ночных кошмаров, где ты сидишь в караоке-баре «Синяя птица» на окраине Дзержинского района и не можешь уйти. По кругу ставят одни и те же песни, вокруг валяются грузные тела уснувших поваров, за барной стойкой сидит посиневший труп козла. Эстрадно-телевизионный стиль доминирует в поп-мейнстриме России, поскольку власть в нём принадлежит старикам, которым не интересно хоть что-то новое, а аудитория ест то, что ей дают. Зачем экспериментировать, если все 50 концертов Киркорова во Дворце съездов продаются чуть более, чем полностью? Одни и те же аранжировки, одни и те же мелодии, одни и те же люди последние 20 лет. И всё это было бы не так печально, если бы не великое прошлое родной поп-музыки. То, что происходило с ней в 70-80-е и даже 90-е годы XX века, — величайшее достижение популярного звукового искусства Руси. Красное диско — апогей развития русской поп-мысли, который, увы, ныне забыт и предан его же адептами. Ведь большинство тех, кто сегодня заправляет попсой, сиял ещё в 80-е, но нынче начисто забыл своё прошлое. Но темное Средневековье всегда заканчивается светлым Возрождением и возвращением к прекрасному. И, к счастью, в наши дни находятся те, кто находит в себе силы расстреливать тиранию эстрадного канона из пулемета Гатлинга. В 2017-м таких героев стало еще больше, они уже вовсю проникают в мейнстрим и дают жару закостеневшим коллегам. И главное достижение прошедшего года — то, что среди таких героев стали появляться как раз эти самые старики, освободившиеся из-под гнета эстрадной диктатуры. Так давайте же вспомним тех, кто сражался за нас во имя поп-революции в этом году! Альбомы представлены в случайном порядке, без мест и рейтинга. Дмитрий Маликов — «Как не думать о тебе» Золотой принц русского поп-строительства Димон в последнее время многим известен больше по своей карнавальной стороне: заигрывание с интернет-фольклором, мем-конкистадорство, молодежные буквицы. Однако нельзя забывать, что Маликов — один из самых талантливых авторов нашей страны, что он охотно доказывает с каждым своим новым релизом. Миньон «Как не думать о тебе» — лишнее тому подтверждение. 5 песен классического Маликова напоминают, кто в доме хозяин и за кем поп-правда. В качестве бонуса не забудьте послушать сингл «Облаками», также вышедший в этом году. Тати — «Драма» Одна из главных тенденций 2017-го — продолжающееся распространение ностальгии по 90-м в их лучшем виде. Дело, начатое Луной, подхватили и у нас. Бывшая резидентша лейбла «Газгольдер» Тати успешно отказалась от своего рэп-прошлого и переродилась в виде хаус-богини. Цельный альбом без единого проходного трека, с изумительными аранжировками и культовыми мелодиями — такое, прямо скажем, на наших глазах не каждый день случается. Увы, пластинка осталась малозамеченной массами, хотя материал Тати сделан как минимум на уровне все той же Луны, а зачастую и превосходит творчество тов. Бардаш. Оксана Бойко — «Мой мальчик» Чего можно ждать от альбома 16-летней девочки с псевдонимом Окси? Явно не одну из лучших пластинок года! Тем не менее Оксана (к слову, отказавшаяся от псевдонима, напоминающего об одном другом исполнителе) смогла ошеломительно дебютировать с музыкой, неподвластной даже ветеранам русской поп-сцены. Совершенно удивительным образом 4 песни мини-альбома сделаны с уважением к традиции позднесоветского дискача как в плане аранжировок, так и, что еще поразительнее, в плане мелодий. Более того, помимо «Моего мальчика» Оксана успела в этом году выпустить и второй альбом — «Мини-Юбка», где она экспериментирует с более модным хаус-звучанием. Вот так унылых поп-бронтозавров уделывает юная леди. За такими девочками — будущее. Алена Свиридова — «Город-река» К слову о поп-ветеранах! Я же обещал рассказать о некоторых из них, кто встал на путь борьбы с застоем. Алена Валентиновна, например! Записала первый за 9 лет альбом, перешла в акустику, перепела старые хиты, сочинила новые — и победила. Казалось бы, ну разве могут удивить просто песни под гитару? Могут, еще как! «Город-река» — наверное, самый честный и искренний альбом, вышедший в этом году в России. Секрет победы — в простоте, которой, увы, не хватает многим коллегам Свиридовой. Ничего лишнего, ничего напускного, только талант певицы в самом чистом виде. Елена Темникова — TEMNIKOVA II Ольга Бузова — «Под звуки поцелуев» VANYN — Liberty Day «Инфинити» — «Увлечение» Катя Нова & Tunicates — «Лес» Второй костяк новой русской поп-музыки — это, напомню, ностальжи по 90-м. Луна-луна, Тати-тати, про это мы уже вспоминали с вами, а вот еще один альбомец, который играет на той же территории. Тоже меланхолично-размытый настрой, тоже стрекочущие аранжировки. Медаль «За развитие жанра» даем смело! Sasha Holiday — Baby Альбом Саши — редкий пример русской поп-музыки, которая старается подражать лучшим образцам западных коллег. Собственно, почему мы должны копировать зарубежный звук? Не должны, у нас своих традиций добротных хватает. Но, во-первых, мы в одном культурном поле существуем, пацантре, во-вторых, заимствовать лучшее у соседей — нисколь не стыдное занятие, позволяющее прокачивать поп-скиллы и учиться на чужом опыте. Саня Холидей это прекрасно понимает и делает продвинутый модерн-поп в духе западных див нам на загляденье. Вперед, в 2018-й год, к победе русской попсы над силами зла!