«Все проекты в сфере культуры делаю по велению сердца»: Нармин Ширалиева о подмосковных фестивалях
«Русская опера у стен монастыря», «Джазовые сезоны»,«Дорогой Высоцкого» — популярность подмосковных фестивалей растет в геометрической прогрессии. О культурных итогах этого года, и о том, что ни в коем случае нельзя пропустить в следующем, в «Интервью 360» рассказывает советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева. — Нармин Октаевна, добрый день. Второй год реализуется проект «Русская опера у стен монастыря». Насколько я знаю, стояла задача, с одной стороны, сделать оперу доступной для населения, и с другой стороны, рассказать о просветительской функции церкви. Удалось это сделать? — Прежде всего, я очень рада, что у нас есть возможность поговорить о культуре, спасибо. Вы знаете, этот проект — один из самых для меня дорогих, потому что я вообще стараюсь делать все проекты в сфере культуры по велению сердца, по велению души. Это как раз абсолютно тот самый случай. И я еще сторонница конкретных действий. Не разговоров, как любят говорить «за все хорошее, против всего плохого», а за то, чтобы какую-то мысль, какую-то стратегическую задачу, идеологическую (я не боюсь этого слова «идеология», оно нормальное, особенно для гуманитарной сферы), ее реализовывать в конкретных примерах. — Собственно, «Русская опера у стен монастыря» — это пример того, как люди собрались и поговорили. Собрались в Доме правительства Московской области, а мы с Владимиром Легойдой, руководителем синодального отдела по взаимоотношениям церкви, СМИ и общества, эту историю проработали как модераторы. Мы собрали круглый стол «Церковь и культура: миф о противостоянии, правда о диалоге». И у нас были представители Московской епархии и представители разных жанров культуры: там был Игорь Угольников, Инна Соловьева, Андрис и Илзе Лиепа, Дмитрий Бертман. Эдуард Бояков был, который сейчас создал Русский художественный союз, и они этим вообще занимаются все вместе с Захаром Прилепиным, с другими уважаемыми людьми, художниками. Мы попытались понять, почему искусственная история о том, что культура против церкви, что церковь как какая-то чуть не мракобесная сила… Мне даже не хочется произносить! Это понятно, что заказ людей — оппонентов наших, которые раскачивают лодку, которые хотят — причем через самые болезненные точки, через веру, через личностные отношения людей, — чтобы общество приходило в дисбаланс, и пытаются эти клинья забить. И вот дальше мы вышли на то, что мы можем сделать конкретно. — И вот появилась идея. Мы делали пилотный проект в рамках другого нашего фестиваля «Времена года в Подмосковье», показывали оперу «Борис Годунов» у [стен] Белопесоцкого монастыря в Ступинском районе. И Дмитрий Бертман сказал: пожалуйста, у нас есть спектакли, русские оперы — «Царская невеста», «Борис Годунов», мы готовы в любом формате на сотрудничество, причем задача была сделать не просто концертное исполнение оперы, когда люди вышли перед оркестром и спели, а полноценный спектакль — с декорациями, с костюмами. И тогда оно срабатывает, когда эта живая декорация — стены монастыря древние, архитектура, колокольня, которая задействована, потому что у наших композиторов — у Мусоргского — везде в партитуре оркестровой есть этот колокольный звон. И дирижер работал со звонарем, там была целая система (и через мобильный телефон), то есть он, условно говоря, дирижировал — и работали колокола. — Первое, что я сделала — я пошла за благословением к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Без его благословения мы бы этот проект не делали. И мы с ним проговорили, он какие-то вещи подсказал, он дал куратора — священника отца Сергия Голева, который возглавляет наш хор епархиальный. Он [отец Сергий] со мной вместе съездил в «Геликон», посмотрел спектакли — это была такая работа. — А он не просил что-нибудь вырезать или переписать? — Нет. Он посмотрел «Царскую невесту». Если очень придираться, то и в «Борисе Годунове» есть сцена пьяных монахов, но мы же понимаем, что есть разница между художественным воплощением, вопрос в том, как? Его, кстати, «Царская невеста» больше волновала, он посмотрел знаменитую сцену соблазнения Любаши и сказал, что даже у него никаких вопросов нет, это вполне можно играть у стен [монастыря]. Полную видеоверсию интервью советника губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиевой смотрите на сайте «360».