«Горе без ума» в Театре у Никитских ворот: Порочный круг
Мир никогда не стоит на месте, и каждое мгновение нашей жизни не похоже на предыдущее. Приходит и уходит мода, меняются вкусы, сменяются поколения и эпохи. Но есть вещи настолько вечные, что кажется, они не менялись с начала временен. Почему «Горе от ума» Александра Грибоедова так любят ставить по сей день? Потому что человечество хоть и переползло в век XXI, но грешки, которые были два века назад, остались у него по сей день. Теперь и Марк Розовский, в очередной раз обращаясь к классике, поставил в Театре у Никитских ворот свою авторскую версию произведения, назвав ее «Горе без ума». Говорить о сюжете произведения, надеюсь, не имеет смысла. Если бы Грибоедов написал пьесу сегодня, то ее бы разобрали на мемы, ведь практически каждый акт содержит крылатые фразы, не знать которые русский, даже не читавший и не смотревший ни одной постановки, не может. Ведь например, знаменитое «Где ж лучше? Где нас нет» время от времени звучит во время заседаний кухонных философов. И даже если так случилось, что зритель впервые познакомится с бессмертным произведением только в театре, он точно увидит печальные сходства века нынешнего с веком минувшим. «Горе без ума» в Театре у Никитских ворот вышло не столько комической постановкой, сколько трагической. И если начинается все легко и весело, то заканчивается словно безмолвной ночью после страшной грозы. Грибоедов скорее хотел показать, как свет оклеветал бедного Чацкого, а здесь толпа невежд по-настоящему пытается довести его до исступления. Вечность грибоедовских персонажей и их пороков Розовскому удалось усилить, вплетя в канву повествования переписку Чаадаева с Пушкиным. Актерский состав не дает заскучать зрителю до самого конца. Софья (Виктория Корлякова) показалось немного более легкомысленной и наивной, чем должна, но при этом не менее хорошо сыгранной. Чацкий (Константин Парастаев) – эдакий Дон Кихот на грани нервного срыва, перед которым гости дома Фамусова восстают подобно ветряным мельницам – ненавистны, но смысла с ними бороться нет. И если молодые персонажи не столь хрестоматийны, то старших словно подбирал сам Грибоедов. Чего только стоит Фамусов в исполнении Андрея Константиновича Молоткова, с гордостью графа почти все действие расхаживающий в халате и домашних тапочках. Но особенно чудесен полковник Скалозуб Юрия Голубцова, с нелепым чванством гремящий своими орденами, добытых без труда. «Горе от ума», возможно, более вечно, чем горы. Горы постепенно «стачивают» ветра и дожди, а за 200 лет меньше Фамусовых и Скалозубов не стало. Прислужники Молчалины, карьеристы Скалозубы и не принятые обществом честные Чацкие есть и сегодня.