Войти в почту

Вася Ложкин: «Живы будем - не помрём!»

Гостем нашей редакции в канун новогоднего веселья стал самый популярный художник Рунета и рок-музыкант, наш земляк Вася Ложкин. Житель Заволжского района Ярославля Алексей Куделин в этом году немало всего сотворил, о чём в своей мастерской рассказал корреспонденту «АиФ». Не продаётся вдохновенье Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: Алексей Владимирович и Вася, перед началом интервью вы на пару предупредили меня, что СМИ вам всегда задают одни и те же вопросы. Алексей Куделин: А что, не так? Первый вопрос: почему я переехал в Ярославль? Впервые его услышал четыре года назад. Крупный город, в котором есть все для жизни - медицина и всё такое. Ну, и ещё он красив. Старый город. На великой реке Волге. И второй: почему я рисую котиков? Просто они очень красивые! Когда готовился к выставке, то рисовал картины целыми сутками. Я привык работать в безумном темпе. Сложность создания картины не в том, как её нарисовать, а какую придумать историю. В мастерской я провожу очень много времени, поэтому в Ярославле искал помещение, где можно было бы поспать, помыться и поесть. А работаю я всегда один, потому и нужна мастерская. Вот вы уйдёте - и продолжу рисовать. - Все художники, писатели и иные искатели неслыханного думают о монетизации своего творчества. Когда у вас была «точка невозврата», после которой дилетант стал профи? - Рисовать я начинал, условно говоря, в три захода. Рисовал на бумаге - нашёл на помойке большущий рулон - гуашью. Развешивал на стенах и показывал друзьям, которые приходили в гости. Затем в 2000 году купил холсты, масляные краски и сделал несколько картин. Все их раздарил. Но не очень, на мой взгляд, красиво было. Потом стал заниматься оформлением спектаклей - сценографией - для нашего солнечногорского театра. А в конце 2007 года стал опять рисовать, тоже сначала на бумаге гуашью, потом на Новый год жена мне подарила два холста и набор красок, с тех пор и рисую. Естественно, нигде не учился и рисовать не умею. Но в школе по рисованию имел «пять». Так что сложно вычленить ту самую грань: это был процесс. А почему стали продаваться мои работы? Интернет, «сарафанное радио». - Задаю третий из реестра тупых журналистских вопросов: вдохновение, как нас научил классик, не продаётся, а появляется-то откуда? - Есть такое распространенное мнение, что вдохновение берётся откуда-то извне. Но у меня оно связано с фазами Луны. Растущий месяц - прёт. Стареющий - спад. И ничем искусственно подхлестнуть творческую мысль нельзя. - Одна из ваших экспозиций прошла под бравурным девизом «Живы будем - не помрём!». Парочка котов на одной из картин идёт по жизни с таким слоганом. А чем сейчас будешь удивлять? - На выставке в Центральном доме художника в Москве, которая открылась 26 декабря, представлены работы, выполненные в 2017 году, - «Заграница-Родина», «Море зовёт», «Во имя любви». И, как всегда, весёлые и грустные коты, недобрые люди, бодрые бабки, брутальные медведи, обречённые свинки, непредсказуемые зайчики. Словом, будут очень красивые картины! - Значит, старые образы станут соревноваться с новыми? - На одной из моих предыдущих выставок был аншлаг, все говорили, что у меня интересные картины. Именно тогда я понял, что достиг потолка в моём творчестве. Ещё раз собрать столько же людей, выставляя те же картины, не получится, да и скучно это будет. Надо писать новое. Лубок для ярмарки - А как возникла идея картины «Утро», где кот даёт прикурить на балконе хозяину? Неподражаемый сюжет ведь получился. - Да вот как-то проснулся, и не с похмелья, кстати, и подумал: а хорошо бы, чтобы кот меня поддержал своим присутствием. Почему возник именно этот замысел и точно в тот момент - понятия не имею. Но картина удалась. - Как долго создаётся работа? - Стараюсь не каждый день писать по картине, а картину заканчивать за один день. Если появляется какой-то замысел, его лучше не затягивать. Могут начаться какие-то сомнения. Конечно, если картина большая и в ней много деталей, - это долго делать. Какую-то, помню, рисовал целое лето. - По вашим словам, рисовать вы не умеете, стало быть, каждый сможет картинку в вашем ключе «сбацать»? - Но не каждый осмелится! А про то, что «любой ребёнок так может», я часто слышу. Сейчас не так востребованы техника, мастерство или виртуозность исполнения, но куда больше - идеи и смыслы. Мне скучны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных эмоций: трагедии, радости, экстаза, отчаяния. И тот факт, что многие люди вдруг разражаются рыданиями или хохочут как ненормальные перед моими картинами, означает, что я могу сообщаться с человеческими эмоциями. - Отсюда и парафраз знаменитой фразы Фридриха Ницше о бездне - в вашей работе: «Если долго смотреть на картину Васи Ложкина, то картина может посмотреть на тебя»? - Это ваш взгляд. Зритель для меня - главный критик и судья, его мнение решающее. - Что лежит в истоках ваших картин? Кто-то из критиков писал о жанре «примитивизма», причём анималистического, кто-то о том, что картина - это не только и не столько воспроизведение реальности. Были реплики и о «гении стёба». - А всё не так уж заумно. Все знают плакат - это картинка со словами. Да, в советское время это были строгие, порой даже суровые фразы, но в нынешних моих картинах вполне узнаваемы традиции плаката. А ещё вспомним лубок, лубочные картинки. Вот в стародавние века возвращались крестьяне с ярмарки, товар продали, денег заработали и ещё купили перед обратной дорогой пару весёлых картинок - родных дома порадовать. Картинки для ярмарки. И в этом их прелесть. - Правильно ли я понял, что у вас нет сверхзадачи? - Я шоумен, поднимаю людям настроение. Хотя, честно говоря, одну миссию всё же вижу. Поймите, я не рисую карикатур на злобу дня. Просто люди иной раз так видят мои картины. Многие из них слишком политизированы. А вот смотрят на выставке или в интернете на моего нарисованного котика что приверженец либеральных ценностей, что консерватор - и улыбаются. Я перебрасываю «мостик» между ними. Делаю людей добрее друг к другу. Панк-рок в красках - Всякому творцу нужны интеллектуальные «подпорки» - достижения тех, кто был раньше тебя. - У меня они скорее эмоциональные! Я всю жизнь занимаюсь панк-музыкой, поэтому мою живопись считаю её продолжением. Я ж не шизофреник, чтобы как один человек заниматься музыкой, а как другой - рисовать. Та музыка, которой я занимался, всегда сопровождалась какими-нибудь изображениями какого-то идиотизма. Музыкой сейчас уже просто не хватает времени заниматься. Все-таки музыка - это коллективное творчество, а тут индивидуальное. Вот выставка закончится, сядем с товарищами писать новый альбом. Музыкой я занимаюсь больше 20 лет, а картинами - в два раза меньше. Так что картины - это панк-рок, застывший в красках. - Влияние группы «Ленинград» порой ощущается... - Возможно, если говорить о раннем этапе этой группы, времён альбома «Дачники». Сейчас мне их песни не нравятся. А ближе всего мне творчество группы «Н.О.М», методом которой стала «драматизация идиотических проявлений действительности и идиотизация драматических». Послушайте их песни и потом посмотрите на мои картины. - Когда на ваших картинах встречаются надписи, то часто фигурируют слова «жЫзнь», «жЫр», «жЫвотное» и все через «ы»? - Не знаю, мне нравится белорусский подход к орфографии. Как слышится, так и пишется. - Почему бы вам не провести выставку и в Ярославле? - Понимаете, это дорогое удовольствие. Например, все аспекты организации выставки в Екатеринбурге обошлись в полмиллиона рублей. У меня просто нет таких денег. Кроме того, к выставке нужно написать не меньше сотни работ. Возьму эту идею на заметку как план на неблизкую перспективу.

Вася Ложкин: «Живы будем - не помрём!»
© АиФ