Выставки недели. Январь 2018

Куда пойти в Москве на новогодних праздниках.

Выставки недели. Январь 2018
© АртГид

Такаси Мураками. Будет ласковый дождь

Музей современного искусства «Гараж»

до 4 февраля

Такаси Мураками — ярчайший светильник, источником питания для которого стали поп-культура и мода. Он превратил свое искусство в индустрию — в этом смысле с ним может сравниться разве что король поп-арта Энди Уорхол. Придуманные Мураками ромашки-смайлики размножились по всему миру, как и изображение Мистера Доба — эдакого круглоголового Микки Мауса, на ушах которого зашифрован философский вопрос «Зачем?».

Мураками иронизирует над поп-культурой и одновременно возвышает ее. Часть его работ посвящена ядерной катастрофе Хиросимы и Нагасаки, навсегда изменившая культурное сознание японцев. Собственно, название «Будет ласковый дождь» как раз и отсылает к постапокалиптическому рассказу Рэя Брэдбери. В «Гараже» искусство Мураками заполонило целое здание музея, включая кафе, книжный магазин, лестницы и фасады.

Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат»

Павильон «Рабочий и колхозница»

до 25 февраля

© Казимир Малевич. Три фигуры в поле. Конец 1920-х. Собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро, Москва

В павильоне «Рабочий и колхозница» показывают непривычного и оттого вдвойне интересного Малевича. Экспозиция объединяет произведения из российских региональных музеев и частных собраний. Здесь есть и ранние пейзажи 1900-х, и футуризм 1910-х, и поздние реалистические портреты начала 1930-х.

Смысловым центром же стали три беспредметные работы, которые в конце 1915 года демонстрировались в Петербурге на «Последней футуристической выставке картин “0,10”», ознаменовавшей начало супрематизма.

Хаим Сутин. Ретроспектива

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

до 19 января

Хаим Сутин (1893–1943) – мастер Парижской школы, которого принято называть «французским художником русского происхождения». На деле он, как и Марк Шагал, многими произведениями подчеркивал свое еврейское происхождение. На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина Сутин предстает выдающимся последователем старых мастеров. Это первая в России выставка, представляющая художника максимально полно.

Дом с привидениями. Сессия III. Время и смыслы

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

до 28 января

«Удел человеческий» задуман как многолетний проект под кураторством Виктора Мизиано. Он повествует о современном condition humaine, преломленном сквозь различную культурно-философскую оптику. Первая часть «Удела» была посвящена теме природы, вторая — феномену любви.

«Время и смыслы» рассказывает об опыте травмы, понятой как явление скрытое и интимное или, напротив, рассматриваемое в исторической и социокультурной перспективе.

Эль Лисицкий / El Lissitzky

Новая Третьяковка (Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу), до 4 февраля

Еврейский музей и центр толерантности,

до 18 февраля

Масштабная ретроспектива (около 400 работ на двух площадках) одного из главных русских авангардистов, соратника Малевича, живописца, книжного графика, дизайнера, архитектора, типографа и фотографа. Его имя знакомо многим, а плакат «Клином красным бей белых» стал одной из знаковых работ русского авангарда. Весь невероятный диапазон деятельности художника-изобретателя можно будет осознать и увидеть на московской выставке едва ли не впервые.

Модернизм без манифеста. Часть 2: Ленинград

Московский музей современного искусства на Петровке

до 14 января

Московский музей современного искусства открывает вторую часть масштабного выставочного проекта «Модернизм без манифеста», впервые знакомящего зрителей с принадлежащим столичному коллекционеру Роману Бабичеву собранием.

© Николай Тырса. Обнаженная натурщица с книгой на финской ткани. 1934. Холст, масло. Государственный исторический музей

Вторая выставка посвящена Ленинградской школе 1920-х — 1950-х годов. Экспозиция насчитывает более 250 полотен, скульптур и графических работ, созданных учениками Кузьмы Петрова-Водкина, Владимира Лебедева, Павла Филонова и Казимира Малевича.

Владислав Шаповалов. Дипломатия образа

Московский музей современного искусства, Гоголевский 10/2

до 25 января

«Дипломатия образа» бывшего «радека» Владислава Шаповалова, живущего между Москвой и Миланом, ведет свой отчет от обнаруженного автором в Италии архива нескольких фотовыставок. Найденные художником папки содержали тысячи фото- и кинопленок, а также готовые схемы развески экспонатов.

Подобные папки напоминали те, что специально готовились и рассылались по миру Всесоюзным обществом культурных связей с заграницей (ВОКС), когда советская пропаганда прицельно работала на создание положительного образа СССР за рубежом.

«Некто 1917»

Новая Третьяковка

до 14 января

Третьяковская галерея приглашает вспомнить революционный год и всех его героев: от мифотворцев и утопистов-беспредметников до разрушителей старого уклада и конструкторов новой жизни. Переломное время переживают как фигуративисты, среди которых — Михаил Нестеров, Кузьма Петров-Водкин, Борис Григорьев, так и сторонники абстракции — от Казимира Малевича и Василия Кандинского до Любови Поповой и Александра Родченко. Кроме живописи и скульптуры из собраний российских и зарубежных музеев, экспозиция включает фотографии и кинохронику того времени.

Борис Кустодиев

Мультимедиа Арт Музей, Москва

до 28 февраля

Кто бы мог подумать, что подписью «Б.М. Кустодиев. В Ивашеве на постоялом дворе. Ю.Е. Кустодиева. 1903» на выставке сопровождается не какой-нибудь красочный портрет, а фотография. Мало кто из поклонников жизнерадостных полотен Бориса Кустодиева знает: задолго до написания «Русской Венеры» и «Купчихи за чаем» знаменитый живописец всерьез увлекался фотографией.

© Борис Кустодиев. Молотьба. 1908. Чувашский государственный художественный музей

Еще в 1900-е годы он экспериментировал с объективом и пленкой в поисках необычных ракурсов, световых и композиционных эффектов.

TECHNE. Пролог

Государственный центр современного искусства

до 28 января

Проект открывает выставочный цикл, посвященный новым способами видения и восприятия искусства, которые стали доступны в эпоху научного прогресса. Экспозиция рассказывает об истории зарождения союза искусства и техники. Здесь представлены объекты и живопись Франциско Инфанте и других советских «кинетов», которые вдохновлялись научной эстетикой, а также Булата Галеева, основателя НИИ «Прометей» и пионера советской светомузыки.