Режиссер иммерсивной оперы «Пиковая дама» о театре, смартфонах и Пушкине

SNCMedia: Почему именно «Пиковая дама», а не что-то другое? Что особенного лично для вас в этом произведении? А. Л.: «Пиковая дама» Чайковского – безусловный шедевр оперной мировой классики. Но именно повесть Пушкина покоряет своей метафизической глубиной: это, скорее, философская и богословская притча. Задача, которую ставили перед собой многие художники, и прежде всего Мейерхольд, при работе с «Пиковой дамой» – это соединить пушкинскую мифологию и метафизику и потрясающие бриллианты арий Чайковского. Эта задача была близка и мне. И поэтому именно она, «Пиковая дама». Это произведение покоряет также своим главным героем – Германном. Германн, как отражение всего гуманистического, некой культуры, где каждый старается пользоваться миром по максимуму, пользоваться даже Богом для того, чтобы удовлетворить свои страсти. Этого героя можно назвать актуальным для современного искусства, и для того, чтобы показать, куда этот путь может привести, «Пиковая дама» – идеальное произведение. SNCMedia: Самый приятный для вас комментарий, который вы слышали в адрес вашей оперы? А. Л.:Самые приятные комментарии, конечно, не описать словами – они в глазах зрителя. Они проявляются в трепете души, в слезах, которые застывают в глазах. Но если говорить именно о словах, то есть один отзыв, который запал мне в душу: «Это лучшая постановка «Пиковой дамы», которую мне доводилось видеть. Я оказалась внутри оперы и прожила ее вместе с героями. Я сходила с ума вместе с Германном и плакала вместе с Лизой. Я поднялась на цыпочки и пролетела сквозь бессмертную историю испытания человеческого духа». Не помню, кто именно из зрителей это сказал, допускаю даже, что это могло мне присниться, но именно эти слова запомнились мне больше всего. SNCMedia: Вы обещаете зрителям незабываемые впечатления. А на вас самого что в последнее время произвело самое сильное впечатление? А.Л.: Рекомендую для сильных впечатлений фильм-оперу «Иоланта» на музыку Чайковского 1963 года. Потрясающий и очень вдохновляющий фильм, его можно пересматривать снова и снова, неисчерпаемое по своей красоте произведение. Если вспоминать концерты, то мне на ум приходит юбилейный концерт золотого голоса Индии – S.P. Balasubrahmanyam. В его обойме 40 тысяч песен, он 50 лет на сцене. Этот концерт я запомнил, потому что я его режиссировал, и он подарил мне незабываемые впечатления. Еще могу вспомнить спектакль Казимира Лиске Black & Simpson в театре «Практика» с Дмитрием Брусникиным и Антоном Кузнецовым. Яркое и пронзительное высказывание о прощении в нашем мире и о том, как к этому прощению можно прийти. Тоже всем очень рекомендую. SNCMedia: Сложно ли было организовать театральную постановку в месте, по сути для этого не предназначенном? Что было самым сложным, если говорить об организационных моментах? А.Л.: Организовать классическую оперу в иммерсивном формате, безусловно, сложно. Опера сама по себе – синтез очень многих видов искусства. А соединить такое большое количество людей в одну систему координат, конечно, было непросто. Но с другой стороны, перенести место действия в особняк Гончарова-Филипповых было самым разумным решением, поскольку этот особняк имеет прямое отношение к Наталье Гончаровой, супруге Пушкина, и, конечно, он стал идеальным местом именно для иммерсивного представления. Сам дух особняка играл на нашей стороне. Мы считаем, что это место было предназначено нам. Наша блестящая команда продюсеров «Альтрулион» взяла на себя все организационные моменты и справилась с этим виртуозно. Я, конечно, хочу сказать им огромное спасибо за это. SNCMedia: Сейчас самое непростое для организаторов любых зрелищ – оторвать людей от смартфонов. Есть ли у вас на спектакле эта проблема? Есть ли какие-то правила в отношении использования гаджетов? А.Л.: Такой проблемы у нас нет. Иммерсивный формат представления предполагает полную погруженность зрителя, его участие в спектакле. Поэтому смартфоны наши гости используют только для того, чтобы снять что-то на память и впоследствии поделиться впечатлениями. Мы этого не запрещаем. Хотя чаще всего зрители просто забывают о телефонах, у них не поднимается рука сделать фото или снять видео. Потому что существует момент некого замирания перед высокой поэзией, перед высоким искусством. SNCMedia: Те, кто работает в исторических зданиях, часто рассказывают истории о каких-либо странных событиях, звуках, скрипах и прочей мистике. Как насчет усадьбы Гончарова-Филипповых? А.Л.: Безусловно, усадьба Гончарова-Филипповых – мистическое место. Наши актеры уже потеряли грань между сном и реальностью, многие говорят, что являются друг другу во сне в образах из спектакля. Не говоря уже о звуках, шагах и скрипах – их мы слышим постоянно. Да, это очень мистичный особняк, который неразрывно связан с судьбой самого Пушкина, поэтому мы как будто всегда находимся под взглядом самого Александра Сергеевича. SNCMedia: Вы уже работали над «хип-хоперой», теперь взялись за классику. Что дальше? Есть ли какой-то жанр или конкретная задумка, которой вы пока не занялись, но очень хочется? А.Л.: Видите, даже в названии «хип-хопера» уже скрыт ответ – опера меня давно привлекала как жанр. Всегда была мечта драматургически воплощать музыку на сцене. Поэтому, конечно, планирую и дальнейшие проекты связывать с музыкой. Задумки есть, потрясающие произведения в мировой культуре имеются, поэтому надеемся еще удивить вас интересными постановками. Например, та же «Иоланта», о которой я говорил выше, произведение, которое уже вырисовывается в представлении, образы и мысли, как его представить. Думаю, обратиться к нему после «Пиковой дамы» было бы удачным решением. SNCMedia: Насколько вообще востребован сейчас в России жанр иммерсивного спектакля? Оправдываются ли ваши ожидания? Не пугает ли людей незнакомое слово и непонятный формат? А.Л.: Первый показ «Пиковой дамы» был еще два года назад, когда иммерсивный формат спектаклей не был еще так распространен. После этого появилось много достойных представлений – «Вернувшиеся», «Черный русский». Сейчас иммерсивный формат у зрителей связался с понятием некого аттракциона, но на самом деле он интереснее и глубже. Он заключается не только в том, чтобы развлекать зрителя новыми ощущениями, но и том, чтобы заставить его по-новому взглянуть на то, к чему он привык, на то, что его окружает, в том числе и на классику. SNCMedia: Иммерсивных спектаклей уже достаточно много. Почему стоит пойти именно на «Пиковую даму»? Чем ваш спектакль отличается от других? А.Л.: Иммерсивных спектаклей много, но иммерсивная опера пока одна в мире. Для вас играет 30 человек оркестра, для вас поют лучшие солисты оперных театров, хор, балет – это представление, которое на сегодняшний момент уникально как раз своим оперным содержанием. То, что мы делаем в «Пиковой даме» сейчас не имеет аналогов не только в рамках московских спектаклей, но и на мировой сцене. Вас не должна смущать иммерсивность, здесь важно понимать, что именно в таком формате опера способна подарить вам уникальную эмоцию, переживание и сопереживание, которые сложно обнаружить в традиционном спектакле. SNCMedia: Как получилось, что вы, имея экономическое образование, оказались в театральной среде? А.Л.: Так сложились звезды, что в момент моего преподавания я написал хип-хоперу «Копы в огне». Она открыла мне двери в театральный мир, я познакомился с большим количеством безмерно талантливых людей, которые стали не просто знакомыми, но друзьями. Со многими из них мы сейчас работаем и на «Пиковой даме». SNCMedia: Если бы можно было вернуться в прошлое, выбрали бы вы сразу театральную сферу вместо экономики? Или сделали бы все так же, как сделали? А.Л.: Я благодарен судьбе, что сложилось все именно так, и к своему театральному опыту я подошел немного позже, чем мои коллеги. Поэтому менять бы ничего не стал. Хочу только поблагодарить Вселенную за бесценный опыт и за людей, с которыми меня свела судьба, и благодаря которым удалось создать этот грандиозный проект.