«Неосторожная актриса». Софья Голлидэй вернулась на вахтанговскую сцену.
Театральный мир Москвы давно ждал, когда в репертуаре театра Вахтангова появится постановки, связанные с именем Марины Цветаевой. Наконец это произошло, благодаря творческому союзу актрисы Елены Подкаминской, режиссера Алексея Кузнецова и композитора Фаустава Латенаса. На Новой сцене театра имени Вахтангова премьера - литературный моноспектакль "Неосторожная актриса". Марина Цветаева знала основателя театра - Евгения Вахтангова (их познакомил поэт Павел Антокольский), дружила с учениками Евгения Багратиновича, актерами его студии, и первые успехи театра происходили на глазах Цветаевой. Главное воспоминание Марины Цветаевой о первых вахтанговцах - повесть "О Сонечке", написанная в 1937 году. Позже, в Париже Марина Ивановна получит известие о смерти актрисы и своей подруги Софьи Голлидэй, которая была на два года ее моложе и которую она в своих стихах сравнивала с "белоснежным ландышем". Соня Голлидэй вошла в историю вахтанговского театра как исполнительница роли Настеньки в спектакле по повести Достоевского "Белые ночи". По описаниям, "она была самой хрупкой, самой трогательной Настенькой" за всю историю этих постановок. Но вскоре актриса оставит Москву и столичную сцену из-за большой любви и уедет в глубокую провинцию, где впоследствии умрет от рака. Елена Подкаминская играет (если так можно сказать "играет", а на самом деле, проживает) Марину Цветаеву, которая вспоминает Сонечку. Цветаевские манеры - резкие, лаконичные, лишенные кокетства. Стиль одежды Марины Ивановны - обувь без каблуков и любимое платье сизого (темно-серый с синевато-белесовым отливом) цвета. Кстати, цветаевское платье такого цвета, в котором она любила ходить к вахтанговцам, хранится в музее поэтессы в Борисоглебском переулке - рядом с театром Вахтангова. "Повесть о Сонечке" с описанием гроба в квартире Цветаевой - поистине страшная повесть, которая была в реальности. Голодный 1919 год, смерть дочери Цветаевой - Ирины (которую держала на своих руках Сонечка Голлидэй), и война, которая не разбирает - кто мужчина, кто женщина, кто поэт, кто актриса, кто ребенок, кто старик. Эта новелла спектакля "Неосторожная актриса" заканчивается цветаевским стихотворением "Напрасно глазом, как гвоздем пронизываю чернозем". И музыкой выдающегося композитора, постоянного соавтора всех спектаклей Римаса Туминаса - Фаустаса Латенаса. Фаустас Латенас объснил "ВМ" свое желание написать музыку к этому спектаклю: - Эта постановка о судьбах великих русских поэтов - Цветаевой, Пастернака (вторая новелла о возлюбленной Бориса Пастернака - Ольге Ивинской), и я с радостью принял в этом участие. Елена Подкаминская, которую зритель знает и любит по популярным фильмам и сериалам, в театре Сатиры проявила себя как блестящая комедиантка. А в театре Вахтангова предстает перед зрителем в новом качестве - трагической актрисы. "Неосторожная актриса" - спектакль о нелегкой женской доле, о потерях, об ударах судьбы, о горечи большой любви. Спектакль - пронзительный, исповедальный, с красивой музыкой и гениальными стихами. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!