Опера XXI века "Боярыня Морозова": версия молодых

Стиль интригует. Здесь есть все: и звенящий трагизм плача, и джазовые интонации, и православная молитва. На сцене – фрески и скоморохи.

Опера XXI века "Боярыня Морозова": версия молодых
© Ревизор.ru

Хоровая опера Родиона Щедрина “Боярыня Морозова” впервые была представлена публике 30 октября 2006 года в Большом зале Московской консерватории. За 11 лет существования произведение известно в основном в концертном исполнении.

Сложность как музыкального, так и драматического материала – предание анафеме, убийство сына, пытки, – требовала нетрадиционного режиссерского подхода.

Руководитель мастерской музыкального театра (ГИТИС) Георгий Исаакян поставил перед своими учениками непростую задачу: создать сценическое воплощение “Боярыни Морозовой”. О работе над спектаклем рассказывает молодой режиссер Виктория Агаркова.

Премьера оперы состоялась 13 июня 2017 года на сцене родного ГИТИСа, но вскоре дипломный спектакль начал новую жизнь: молодые артисты представили свою работу на Всероссийском фестивале “Запечатленный ангел” в Калуге.

“Боярыню Морозову” знают в концертном исполнении. У вас опера – полноценный спектакль. Легко ли было решиться отойти от общепринятого варианта?

Иначе и быть не могло! Мы, все-таки, студенты факультета музыкального театра: влюблённые как в музыку, так и в театр. И специфика нашей профессии в совмещении одного и другого. Когда Георгий Георгиевич предложил в качестве выпускного спектакля поставить “Боярыню Морозову”, это было неожиданно. Я думаю, что педагог хотел, чтобы мы попробовали прикоснуться к такой музыке, с которой нам, возможно, не удастся поработать вне стен ГИТИСа, так как эта опера – довольно редкий материал.

Вся постановка этого спектакля, можно сказать, своеобразное чудо. Потому что в какой-то момент казалось, что это невозможно и мы не справимся. Нотный материал безумно сложный, а тем более стояла задача не только освоить его, но выучить наизусть и еще совместить с довольно активным сценическим действием. И все – в очень короткие сроки. За одно полугодие нам надо было выпустить три премьеры!

Мы работали практически в турборежиме. Утром репетиция одного спектакля, потом другого, вечером уже играем третий. Были и забавные случаи: когда в июне после урагана мы ходили собирать ветки и стволы деревьев для реквизита, копались в этих огромных кучах поваленных деревьев. Прохожие смотрели на нас как на сумасшедших. Так что, если вы видите на улице молодежь, копающуюся в мусоре, не ставьте им диагноз сразу, возможно они студенты театральных ВУЗов.

Что нового появилось в спектакле?

Существуют всего две сценические версии оперы, одна из них наша, поэтому, наверное, сейчас легко говорить о том, что сделано нового, так как у произведения ещё нет шлейфа сценических постановок. Сама музыка оперы, построенная на ярком контрасте, подсказала сценическое решение спектакля: резкая, острая, агрессивная в эпизодах с Царём и народом, и абсолютно "небесная" в эпизодах, связанных с Морозовой и сестрой ее Урусовой.

На сцене зрители видят такой же контраст: перед ними предстаёт круговорот балагана с погремушками, бубенцами и развесёлыми танцами, во главе которого Царь, но не в шапке Мономаха, а в скоморошьем колпаке, и контрапунктом к нему выступают древнерусские фрески. Получается, что актеры в спектакле существуют в двух ипостасях.

Исторический сюжет требует подготовки от зрителей. Как Вам кажется, готов ли современный зритель к восприятию сюжета такой глубины и сложности?

Я думаю, что историческая фигура как боярыня Морозова известна каждому. Конечно, всегда плюс, когда зритель приходит подготовленный, готовый считывать максимум смыслов. Но мне кажется, что никакие глубокие познания перипетий церковного раскола не помогут, если человек не пришёл на спектакль с внимательным и открытым сердцем, готовым сопереживать и проживать эту историю вместе с актерами и музыкантами.

Опера Щедрина сложна для исполнения. Как подбирали исполнителей?

Распределение ролей составляли педагоги курса, учитывая голос и типаж, необходимые для каждого персонажа. Спектакль мы играем в двух составах: несмотря на общий рисунок ребятам все равно удаётся добавлять какие-то нюансы в свою игру, и два спектакля получаются непохожими друг на друга.

Также хор у нас не просто массовка! Это отдельные персонажи, по-актёрски продуманные ребятами, поэтому за всеми очень интересно наблюдать, у каждого найдены интересные оценки и пристройки.

Как работается с молодыми коллегами?

Так как все участники спектакля мои однокурсники, это облегчало задачу. За совместно прожитые четыре года в мастерской (а, как известно, в театральном институте один год идёт фактически за два) мы успели хорошо изучить друг друга. Так что уже перед началом работы было понятно, кто на что способен, и к кому нужен какой подход.

Что запомнилось больше всего в работе над оперой?

Так как это мой первый полностью поставленный спектакль, то запомнилось все. Это была замечательная возможность пройти полноценный путь постановки – от задумки до воплощения. С с художником Ириной Дерябиной мы работали над визуальным решением спектакля, а с дирижёром Наталией Ефимовой создавали музыкальный рисунок. Также было очень интересно взаимодействовать с техническими службами. Спектакль – это система, здесь важен каждый участник. Виктория Агаркова в спектакле "Боярыня Морозова". Фото: Александр Россоловский

Виктория, вы довольны результатом? Есть моменты, которые хотелось бы изменить?

Когда спустя какое-то время пересматриваешь уже проделанную работу, всегда замечаешь, что упустил, и даже рождаются новые идеи, потому что идёт время, и ты меняешься. Я думаю, что спектакль – это процесс, а премьера – не финальная его точка, что даже после неё внутренняя работа над спектаклем не заканчивается.

Легко ли войти молодым артистам, режиссерам, художникам в мир искусства?

На самом деле, это очень непростой путь. Сначала ты проходишь практически семь кругов ада, чтобы поступить, и не всегда удаётся сделать это с первого раза. Потом проходят 4-5 лет учебы, невероятно интересной, но сложной и требующей неимоверных затрат как физических, так и душевных сил. А дальше самое сложное – остаться в профессии. Как сказал нам мастер: “ Надо уметь держать удар ”. Сейчас проводятся различные конкурсы и лаборатории для молодых деятелей театра, и это хороший способ заявить о себе как художнике.

На какой сцене вам бы хотелось увидеть спектакль?

Самое большое желание – это иметь возможность сыграть ещё раз и ещё раз! Очень хочется продлить спектаклю творческую жизнь. Премьера состоялась в июне этого года, так что поиграли мы всего ничего – один месяц. И два раза в декабре в рамках фестиваля “Запечатлённый ангел”, приуроченного к юбилею Родиона Щедрина, за что огромная благодарность организаторам: главному редактору журнала “Музыкальная жизнь” Евгении Давидовне Кривицкой и художественному руководителю фестиваля Александру Владиславовичу Соловьеву.

Для нас это было большим событием – первые курсовые гастроли. 4 и 5 декабря мы сыграли два спектакля в Боровске и Калуге! Выбор места не случаен, ведь именно Боровская земля стала последним пристанищем боярыни Морозовой. Также нам выдалась возможность исполнить оперу с полным составом инструментов: организаторы пригласили блестящих музыкантов Виктора Сыча (ударные), Александра Ветуха (труба), Андрея Винницкого (литавры).

Пока что никаких точных дат показа оперы нет. Есть мысли о дальнейшей судьбе спектакля, сейчас стараемся работать в этом направлении. Мы открыты для предложений и с радостью откликнемся, если кого-то заинтересует наш проект!