Лучшие театральные премьеры прошедшего года

Минувший год был щедр и на яркие премьеры, и на громкие скандалы, предоставляя каждому возможность следить за тем, что ему интересней. В окружении сверкающих ёлок и грохочущих фейерверков о скандалах вспоминать не хочется. А вот о премьерах, согревших душу – с удовольствием.

Лучшие театральные премьеры прошедшего года
© Ревизор.ru

Еще раз про любовь

Спектакль “ Русский роман ” в театре им. Маяковского , поставленный худруком труппы Миндаугасом Карбаускисом получил три “Золотых маски” из восьми, на которые номинировался: лучший спектакль большой формы, лучшая женская роль, доставшаяся прекрасной Евгении Симоновой, и лучшая драматургия, автором которой был признан Марюс Ивашкявичус. Но даже если бы этот спектакль и не стал обладателем заслуженных лавров, интерес к нему зрителя не стал бы меньше: история непростых взаимоотношений Льва Толстого со своей женой Софьей Андреевной впервые рассказана с позиции женщины, которой и современники, и потомки так долго отказывали в справедливости.

Про шпионов и людей

Российского академического молодежного театра Алексей Бородин продолжает вести со зрителем предельно откровенный разговор о природе власти. Спектакль “Демократия” поставленный им по одноименной пьесе Майкла Фрейна – тонкая смесь политического триллера со шпионским детективом, упрятанная за подкладку психологической драмы. Канцлер ФРГ Вилли Брандт и его правая рука, референт Гюнтер Гийом, работающий на “Штази”, тайную полицию ГДР: эти двое, находящиеся вроде бы по разные стороны баррикад, на самом деле делают одно дело – стежок за стежком соединяют разорванное в клочья полотно в единую нацию.

Слеза над вымыслом

К юбилею Марины Нееловой в “ Современнике” поставили “Даму ”. Польский режиссер Анджей Бубень выбрал для этой невероятной актрисы пьесу известного драматурга-авангардиста Тадеуша Ружевича “Старая дама высиживает”. Как это часто бывает в постмодерновом театре, пересказать сюжет спектакля невозможно. Его можно только прожить вместе с персонажами, в которых виртуозно перевоплощается Неелова, заставляя тебя забыть о том, что происходящее на сцене – не твоя жизнь.

Новая песня о старом

В Театре Наций переосмыслили культовый советский фильм Григория Александрова “Цирк” . Режиссер Максим Диденко перенес действие из прошлого в будущее, с цирковой арены – в космос. Да-да, ЦИРК – это не что иное, как “Центр Изучения Российского Космоса” и полёт на Луну совершается не под куполом, а “на самом деле”, благодаря адаптированным для сцены кинотехнологиям. И можно только удивляться, как удается обворожительной Ингеборге Дапкунайте, приглашенной на роль Марион Диксон, в которой блистала Любовь Орлова, поддерживать хрупкую связь между “тогда” и “сейчас”.

Да здравствует королева!

Площадку Театра Наций выбрал для своей “Аудиенции” режиссёр Глеб Панфилов. Спектакль по пьесе британского драматурга Питера Моргана он поставил для своей супруги – Инны Чуриковой. Не раз игравшая королев, на сей раз прославленная актриса выходит на сцену в роли Елизаветы II. По традиции английская королева раз в год даёт возглавляющему правительство премьер-министру частную аудиенцию. О чём говорят номинальная самодержица с фактическим главой государства, разумеется, никто точно не знает. Что, однако не помешало драматургу взять на себя смелость “реконструировать” эти встречи, начав с сэра Уинстона Черчилля и закончив Дэвидом Кэмероном.

Шизофрения, как и было сказано

В своей “Студии театрального искусства” Сергей Женовач рискнул подступиться к “Мастеру и Маргарите” . Великий роман Булгакова манит многих, но мало кому даётся в руки. Помня об этом, режиссёр составлял сценическую версию этой многослойной истории из вариантов, оставшихся в черновиках, из размышлений писателя, хранящихся в его дневниках, из разысканий прославленных литературоведов. Многих сцен, любимых читателем, зритель в спектакле не увидит, но получит возможность пройти по страницам романа тропинками, которыми до этого еще никто не ходил.

Не уходи, побудь со мною!

“Бенефис” Владимира Этуша — явление экстраординарное. Легенда вахтанговской сцены по случаю собственного 95-летия блистательно перевоплощается в... обаятельную старушку, вздумавшую обыграть саму смерть. Режиссер Владимир Иванов сделал из-за играной до дыр пьесы Надежды Птушкиной “Пока она умирала” спектакль в спектакле. Вышедший в тираж актер не в силах расстаться с театром, и подрабатывает там… пожарным, пока ему не представляется возможность тряхнуть стариной, заменив внезапно занемогшую актрису.

Список, представленный на суд читателя, безусловно, можно было бы продолжить. Но театр в чём-то сродни гастрономии – его приятнее пробовать самому, чем читать чьи бы то ни было рассуждения о его достоинствах.