На Чистых я театр отыщу
Как удивительно совпали время и место. Вот уж прав был Александр наш Сергеевич, констатируя наличие странных сближений. Нужно же было, чтобы театр “Современник” на время реконструкции основной сцены на Чистых прудах, обосновался именно здесь. Здание, которое ныне величается Дворцом на Яузе в 60-е именовалось скромно – Телевизионный театр. Отсюда, до того, как был построен телецентр в Останкино, шли в эфир самые любимые народом передачи, начиная с “Голубого огонька” и заканчивая КВНом. На этой сцене когда-то пели и танцевали не только веселые с находчивыми, но и "а ну-ка парни" с "а ну-ка девушками" (были в те времена такие замечательные, свои, родные, а не скопированные у “западных партнёров” передачи). И вот спустя почти шесть десятилетий на неё вышли молодые актёры театра “Современник” с теми самыми песнями, которые тут звучали в те, почти что былинные, времена. Тот случай, когда и стены помогают. Фото: Сергей Петров И незримая эта помощь, наверное, пришлась им как нельзя кстати, ведь о том времени они знают только по рассказам старших да по кинофильмам, а в зале сидят люди, для которых оно – не отдаленная история, а часть собственной биографии и они-то будут самыми строгими судьями. Затея из разряда безумства храбрых? Безусловно. Тем радостней, что она удалась. Поющих актёров в труппе “Современника” немало, но музыкальные спектакли – не в традициях этого театра, а в рамках милых сердцу капустников им, по всей видимости, стало тесно. Накопившаяся вокальная энергия получила выход в концерте, устроенном по случаю фестиваля “Оттепель: лицом к будущему”. Пели не под минусовку, а в сопровождении настоящего оркестра. Пели и радовались – то, что тревожило людские сердца в середине прошлого века, трогает их и в уже набравшем скорость веке нынешнем. Но фестиваль прошёл, а желание петь осталось. Фото: Сергей Петров Идея родилась у заместителя худрука театра по литературной части Евгении Кузьминой : “ Современник” - дитя оттепели, а что, если любимые песни той прекрасной, но короткой эпохи не просто собрать в концерт, а попытаться с их помощью рассказать о родном театре и о людях, стоявших у его истоков. Так родился вечер-посвящение современниковцам первого призыва “Шагает солнце по бульварам ”. Режиссёр Полина Рашкина выстроила его предельно лаконично, опираясь только на внутреннюю драматургию песенного материала. И это решение было правильным, ведь каждая песня в те времена была законченной историей, своего рода музыкально-драматической миниатюрой с сюжетом, действующими лицами, непременной завязкой-кульминацией-развязкой. Песни отбирались не столько по популярности (кажется, что непопулярных тогда вообще не существовало), сколько аллюзивным отсылам к истории “Современника” и творившим её людям. Эта, по большей части невидимая зрителю, жизнь театра (подбор архивных материалов Татьяны Прасоловой), выстроенная в стремительный видеоряд Светланой Бодровой, разматывалась перед глазами, словно ариаднина нить из клубка памяти. На экране, размером в полсцены фотографии, любительская киносъёмка, сделанная во время репетиций и затягивавшихся далеко за полночь обсуждений, зафиксированные на плёнке сцены из легендарных спектаклей, иногда официальная кинохроника. Кадры сменяют друг друга с умопомрачительной быстротой. Ловишь себя на желании остановить этот бег, вглядеться, вслушаться в отзвуки ушедшего времени. Фото: Сергей Петров На сцене – актёры у микрофонов. И в подавляющем большинстве это совершенно не “актерское” исполнение ( педагог по вокалу Алла Тарасова ). Достаточно услышать, как с истинно магомаевским размахом Илья Лыков поёт о чёртовом колесе, а Иван Забелин – об “этих глазах напротив”, не уступая в искренности переживания первому исполнителю этой песни – Валерию Ободзинскому. Впрочем, когда песня требует не столько голоса, сколько задушевности, задача для исполнителя становится ещё сложнее – сегодня так петь не принято, а потому мало кто это умеет. Но Полине Пахомовой (“Шагает парень” А. Колкера и Л. Куклина) или Дарье Белоусовой (“Ночной разговор” М. Фрадкина и В. Лазарева) веришь с первой ноты – мгновенно и безоговорочно. Фото: Сергей Петров Молодой гвардии современниковцев каким-то непостижимым образом – думается, что не в последнюю очередь благодаря руководителю оркестра и аранжировщику Вячеславу Ахметзянову – удалось сохранить “тогдашнее” звучание (у зрителей старшего поколения каждая нота впечатана в память на веки вечные), не поступаясь своей индивидуальностью. Они, если так можно выразиться, реинкарнировали через себя время, которое не застали. Чутко. Деликатно. Трепетно. Получается, что все эти обвинения в душевной глухоте, которые так легко старшие отпускают в адрес молодых, на самом-то деле надо повернуть в обратную сторону: это мы им не показали, не рассказали, не поговорили вовремя по душам. Не это ли имела в виду Галина Борисовна Волчек, когда говорила перед началом спектакля о том, как они растят свою молодую труппу и как гордятся ею? Фото: Сергей Петров Известную песню Булата Окуджавы “Былое нельзя воротить” ребята чуть-чуть переделали. Чтобы было по правде. Они действительно хотелось бы побродить по Чистым прудам с Ефремовым и сыграть хоть эпизод с Евстигнеевым. Каждому из тех, кто стоял, они поют так, что ни на секунду нельзя усомниться: пресловутая связь времен для них – не метафора, а первостепенная необходимость. Ведь театр, в котором они служат сегодня, некогда родился потому, что их ровесники, уже принятые в труппы знаменитых московских театров, бросили все ради того, чтобы иметь возможность говорить со зрителем о том, что их на самом деле волнует. И зрители, пришедшие глубокой ночью в школу-студию МХАТ на первый показ их первого спектакля – “Вечно живых” по пьесе Виктора Розова – потом не захотели расходиться, устроили бурное обсуждение и просто потребовали, чтобы молодые актёры боролись за создание своего театра. Фото: Сергей Петров Им – удивительным и непревзойдённым – принявшие от них эстафету посвятили песню, каждому – свою. Олегу Ефремову – знаменитую пахмутовскую “Нежность”, “Я не люблю” Высоцкого – Игорю Кваше, “Ноктюрн” Арно Бабаджаняна – Лилии Толмачёвой, “Человек из дома вышел” – Евгению Евстигнееву и, наконец, озорную и лукавую “Я встретил девушку” Андрея Бабаева – Галине Борисовне Волчек, взявшей на себя штурвал этого корабля во время самого крутого шторма в его истории, и не выпускающей его из рук вот уже 45 лет. Вот уже больше двух лет в старом здании на Чистых прудах идет реконструкция. Артисты очень скучают по родному дому и песню, прозвучавшую в финале – “Я шагаю по Москве”, они обратили единственному и неповторимому зданию с белыми колоннами, куда они так мечтают вернуться: И если я по дому загрущу На Чистых я театр отыщу…