Наследников много, только работать никто не хочет

В Театре имени Моссовета — премьера спектакля «Васса» по Максиму Горькому. В постановке Сергея Виноградова главную роль играет блистательная Валентина Талызина. История знала немало Васс Железновых. Блистала на сцене Малого театра Вера Пашенная, делавшая свою героиню грубоватой. Покорял кинолюбителей утонченный образ, созданный Инной Чуриковой. Васса Талызиной — совсем иная. Ее персонаж продиктован акцентом, сделанным в спектакле — куда именно заводят людей неуемное стремление к деньгам. ...Старинный дом Железновых с его шорохами, скрипами половиц, тенями (сценография Марии Рыбасовой) рушится на глазах на фоне всполохов русской революции. «Наследников — много, работать никто не хочет», — с грустью констатирует Васса, всю свою жизнь трудившаяся в поте лица. Ее убогий сын Павел (замечательный Юрий Черкасов) мечтает о прибыли от торговли иконами. Второй сын Семен (гротескно-смешной Андрей Межулис) грезит о баснословных доходах мифического ювелирного магазина. Сноха Вассы (Анна Гарнова) подалась в революционерки. Под стать младшему поколению — старшее. Похотливый Прохор (Александр Бобровский) смертельно обижен на родственников за то, что его облапошили и пустили в оборот его деньги. Не лучше и Михаил Васильевич (Виктор Гордеев), сват Железновой, для которого человеческая жизнь гроша ломаного не стоит. Контрастом выступают блюстительница нравов и кликуша Наталья (Лилия Волкова) и Людмила (Ирина Климова) — единственное светлое существо в этом темном царстве. «Тут нет злых людей, все несчастные, потому что не знают, как любить», — говорит она со сцены. Наивность ее сродни безумию Павла. В центре разношерстной семьи — сильный женский русский характер Вассы, властный и мудрый. Она тянет на себе воз проблем, мечтая о сохранении старинного дела Железновых. Сила Вассы — от могучей русской земли. Она и сама это понимает. Валентина Талызина делает свою героиню спокойной и мощной. Лишь в короткие мгновения приоткрывается завеса ее страдающей души: «И для чего трудились годами?!» Такие люди, как Васса, уникальны и внеклассовы: «Издыхает класс, а я здорова. Какой я «класс»? Людям не покаюсь. Богородица поймет». В этой неожиданной постановке любопытно то, что герои выражают свои чувства высоким языком русского романса. Который придает тексту горьковской драмы особый флер и привкус старины. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Наследников много, только работать никто не хочет
© Вечерняя Москва