В Музее Мирового океана появятся новые экспонаты с островов Юго-Восточной Азии
Экспозицию «Люди моря» в Морском выставочном центре Музея Мирового океана в Светлогорске скоро пополнят новые экспонаты. Около пятисот предметов из Китая, Индии, Египта и Юго-Восточной Азии, это изделия из кости, бронзы, резьба по дереву. Коллекция собиралась на протяжении 30 лет на островах Юго-Восточной Азии. Свыше одной тысячи предметов искусств из стран Юго-Восточной Азии теперь пополнят экспозицию в морском выставочном центре в Светлогорске. Это предметы религиозных культов, оружие, предметы быта. Самое большое пополнение ждёт тиморское собрание. Где, как не на острове Тимор, можно найти деревянные скульптуры, не вырезанные наспех для туристов, а настоящие, служившие жителям деревни. Например, вот такую скамью в виде крокодила. Юлия Манукян, руководитель морского выставочного центра Музея Мирового океана в Светлогорске: — Известно, что тиморцы использовали символы и просто изображения разных животных, тотемных животных, либо каких-то просто значимых для их культуры, в повседневно и также в религиозных практиках. Известно, что на одном из соседних с Тимором островов, его жители ассоциировали себя с родственниками крокодила, его детьми. Кстати, согласно одной из местных легенд, остров Тимор когда-то был гигантским крокодилом. И хотя основной религией Тимора является католицизм, сказались несколько веков португальской колонизации, в сельских местностях католицизм постепенно смешался с местными народными верованиями и видоизменился. Юлия Манукян, руководитель морского выставочного центра Музея Мирового океана в Светлогорске: — Здесь мы так же видим часть тиморского собрания. Хотелось бы обратить внимание вот на эту птицу. Дело в том, что у тиморцев птицы занимают одно из центральных в их системе верований, потому что некая птица ассоциируется с матерью-богиней. А эти замечательные столбы являются частью культа предков, который также распространён на острове Тимор. Чаще всего на этих столбах и изображали предков. А к легендарной терракотовой армии древнего Китая, которая уже находится в экспозиции, добавится почти современный бронзовый водонос. Искусность и качество листьев превращают скульптуру в музейный экспонат. А почти метровая императорская лодка из буйволовой кости это настоящее произведение искусства. Лариса Лис, младший научный сотрудник Музея Мирового океана: — Это типичная работа для китайских мастеров, тонкая работа, уже после наклейки пластин гравируется, тонируется. Эта лодка требует некой работы, это реставрация, это подклейка. Мы можем увидеть, что лодка слегка уже рассохлась, это чистка. Поэтому будем собирать, склеивать, чистить. Сейчас все эти предметы ждет карантин, и долгая, тщательная работа по реставрации. Нужно очистить каждое произведение от полувекового налета грязи и пыли, восстановить утраченные детали, и только после этого он и займут место в экспозиции. Кстати, для того, чтобы вместить новое поступление, выставочные площади музейщики намерены расширить. Ольга Ковалева, Андрей Терентьев