Войти в почту

На Кубани так и не начали поиск исчезнувших работ известного скульптора

В ситуации разбиралась корреспондент "РГ". Напомним, авария, в которой погиб Аполлонов, произошла 11 июня. Самый известный на юге России мастер монументальной скульптуры два месяца не дожил до своего 70-летия. И вместо торжеств по случаю юбилея в Краснодаре прошла памятная выставка. На ней было представлено всего 29 работ, 15 из которых - скульптурные произведения Аполлонова из фондов краевого художественного музея, остальные экспонаты - модели памятников из мастерской художника. А львиная доля его творческого наследия - свыше 250 работ - остались в доме, где скульптор жил последние годы. Случилось так, что за полгода до смерти сначала его самого выставили за порог купленного на авторский гонорар особняка на улице Постовой, сменив замки, а затем вывезли и скульптуры. Они стояли во дворе, под навесом, и в самом особняке - вдоль лестницы и на стеллажах. По сути это был настоящий музей, посетителями которого становились многочисленные гости Александра. И кто мог тогда подумать, что настанет время, когда хозяина дома вышвырнут за порог, прибрав к рукам вместе с нажитым имуществом не только его творения, но и собранную за десятилетия библиотеку редких книг по искусству. Обо всем этом мы написали в конце прошлого лета ("Исчезнувшие шедевры", "РГ-Неделя" от 31.08.2017). К тому времени сыновья скульптора, Петр и Иван Аполлоновы, обратились в правоохранительные органы с заявлением об изъятии из чужого незаконного владения украденного имущества отца. Как они пояснили, с последующей целью передачи его творений в музей. В заявлении указали конкретное имя подозреваемой - Вера Гаврилова. Эту женщину Аполлонов называл своей "музой". Он достаточно давно жил с ней в гражданском браке и именно на эту женщину зарегистрировал купленный на улице Постовой дом. По словам коллег, Александр собственными руками "вылепил" скульптора из простого библиотекаря: сначала помогал получить достойное образование, потом вступить в Союз художников и даже персональную выставку организовал. Но отношения дали трещину, после чего он оказался на улице, а вскоре узнал, что дом выставлен на продажу. При жизни успел подать встречный иск, составил опись имущества и произведений искусства, которых лишился. После гибели отца их поиском занялись сыновья. Они обратились в прокуратуру с просьбой провести проверку и возбудить уголовное дело по факту хищения наследственного имущества на общую сумму свыше 105 миллионов рублей. Заявление братьев Аполлоновых, датированное 16 августа 2017 года, для проведения доследственной проверки было передано в ГУ МВД по краю. - Примерно через месяц мы узнали, что наше заявление передано в УВД по городу Краснодару, - говорит Петр Аполлонов. - Потом позвонил следователь, пообещав "разобраться". - Вскоре выяснилось, что он передал наше заявление в УВД Центрального округа, - продолжает Иван Аполлонов. - В конце сентября мы встретились уже с другим следователем, который тоже нас заверил: мол, не беспокойтесь, разберемся. А оказалось, что все материалы он отправил по почте в Западный округ. Начали звонить туда. Говорят, ничего не поступало. Наверное, это действительно так, потому что, как выяснилось, еще в прошлом октябре заместитель начальника городского УВД полковник полиции Ю. А. Иващенко завизировал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но мы узнали об этом, и то случайно, только в декабре. Датированное 16 октября 2017 года постановление вынес оперуполномоченный ОУР УМВД России по г. Краснодару старший лейтенант полиции А. Н. Пыльной. В документе на двух с лишним страницах процитировано то, что изложили братья Аполлоновы, указав, кстати, все известные им контакты лиц, возможно, причастных к исчезновению скульптур. Собственное полицейское творчество в этом постановлении составляет всего пару фраз. В них сообщается, что "по указанным заявителями адресам и телефонам не удалось связаться ни с самой гражданкой Гавриловой, ни с ее родственниками". И дальше следует вывод: "...на основании вышеизложенного имеются достаточные основания полагать, что в данной ситуации отсутствуют события какого-либо преступления, предусмотренного УК РФ..." Остается лишь изумиться подобной логике. Сначала художника выставили за порог купленного на авторский гонорар дома, а затем вывезли и скульптуры ...После смерти настоящего художника остаются работы, в которые вложена частичка его души. "По сути - это бессмертие", - говорили почитатели таланта Александра Аполлонова, провожая его в последний путь. Спустя полгода убеждаемся, что это действительно так. - В прошлом году в городах России было установлено 30 памятников и бюстов выдающихся соотечественников, созданных за десять лет Аполлоновым в рамках проекта "Аллея Российской славы", - говорит автор этого проекта кубанский предприниматель Михаил Сердюков. Уже после его смерти в Крыму и Перми были торжественно открыты бюсты Александра Грина, а в городе Александрове - царя Ивана Грозного. А всего по нашему заказу Александром Алексеевичем было создано 65 скульптур. По оценке специалистов, это замечательные работы. Специально для "Аллеи Российской славы" он вылепил скульптурные портреты участников войны 1812 года - Гудовича, Воронцова, Кульнева, Дениса Давыдова и "гусар-девицы" Надежды Дуровой. Причем созданный им удивительный портретный ряд объединяет общая пластическая интонация: автор, по словам искусствоведов, специально стирает случайные черты, оставляя главное в своих героях, - достойное восхищения и подражания благородство человеческого духа. Вот почему информация об утрате творческого наследия Александра Аполлонова стала потрясением для всех ценителей его таланта. Мнения Михаил Переяславец, народный художник РФ, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, г. Москва: - Это колоссальная потеря для всего отечественного искусства. Ведь лишь формально работы Аполлонова принадлежат его родственникам, а по сути они являются народным достоянием. Лишать людей этой красоты - безусловное преступление. Поразительно, что на Кубани не нашли основания для возбуждения уголовного дела. Сергей Олешня, заслуженный художник РФ, академик РАХ, г. Ростов-на-Дону: - Такие художники, как Аполлонов, рождаются раз в сто лет. Его работы - сокровищница даже не регионального, а российского искусства. И то, что волею судеб этот человек творил на Кубани, - уникальное явление для края. В Краснодаре нужно обязательно создать музей Александра Аполлонова, но сначала надой найти его исчезнувшие работы, не позволив преступникам нажиться на них. Сергей Воржев, заслуженный художник РФ, г. Краснодар: - Города стареют, появляются новые улицы, на которых устанавливаются новые памятники и скульптуры самых достойных соотечественников. Произведения Аполлонова - настоящие шедевры, которые будут непременно востребованы. Вряд ли кому-то удастся выдать их за свои - слишком узнаваемый "почерк". А вот наладить нелегальную торговлю - вполне вероятно. Попробуй потом разберись, откуда в частной коллекции появился скульптурный шедевр! Иван Ващенко, искусствовед, г. Краснодар: - Министерство культуры Кубани не должно в этой ситуации занимать позицию стороннего наблюдателя. Думаю, надо создать специальную группу по сохранению творческого наследия Аполлонова, издать, наконец, и полный каталог его работ. Ну и, конечно, безотлагательно возобновить их поиск. Комментарий Юлия Владыкина, и.о. начальника управления по надзору за следствием и дознанием прокуратуры Краснодарского края: - Проверкой законности принятого решения об отказе в возбуждении уголовного дела установлено, что оно вынесено в нарушение требований закона, без установления всех значимых обстоятельств, в связи с чем отменено прокуратурой Западного округа г. Краснодара. Результаты дополнительной проверки и законность вновь принятого процессуального решения поставлены прокуратурой края на контроль. По ее итогам будут приняты меры прокурорского реагирования в отношении конкретных сотрудников полиции.

На Кубани так и не начали поиск исчезнувших работ известного скульптора
© Российская Газета