Фоторакурс Бориса Кустодиева
Уроженец Астрахани, “Островский в живописи” – так можно сказать о русском художнике Борисе Кустодиеве. С известным русским драматургом, Александром Николаевичем Островским, Кустодиева роднили бескрайние просторы Волги, её знаменитые ярмарки и купеческо-крестьянский быт, а природа костромского края для обоих стала родной. Семья будущего художника не относилась к числу состоятельных – отец безвременно скончался от чахотки, и мать вынуждена была тянуть на пенсию в 30 рублей четверых детей. Маленький Борис уже в пять лет пристрастился к рисованию. Когда же мальчику исполнилось 9 лет, в его родной Астрахани открылась XV передвижная выставка. Увидя полотна Сурикова, Крамского, Шишкина, Кустодиев окончательно и бесповоротно решил стать художником. Во время обучения в гимназии брал уроки у художника Петра Власова – ученика Василия Перова, основателя Астраханского художественного училища. После окончания гимназии Кустодиев поступил в Петербургскую Академию художеств, став завсегдатаем жарких споров об искусстве, театре, живописи и выездов “на натуру”. В период приближения выпускных экзаменов молодой художник едет в Костромскую губернию – Кустодиеву нужен был материал для выпускной картины. Эта поездка изменила его жизнь – он познакомился со своей будущей женой Юлией Евстафьевной Прошинской, которая на долгие годы стала Кустодиеву другом, советчиком и помощником. Б.М.Кустодиев. Юлик у моей конкурсной картинки. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина Академия художеств была закончена с золотой медалью, что давало право годовой поездки за рубеж. Поездка за границу оказалась плодотворной для молодого выпускника. Кустодиев побывал во Франции, Германии, Италии, Испании. С большим интересом посещал выставки, брал уроки живописи в частной студии в Париже и с упоением копировал картины Веласкеса: “...Если бы ты знала, Люлюшка, как интересно копировать Веласкеза! Это такой художник, что, кажется, для него ничего не было невозможного. Самая тонкая выписка рядом с широкими мазками — красное лицо пьяницы с бледным бескровным лицом инфанты. И как это все свежо! Как он удивительно рисовал!” , – писал художник из заграничного путешествия своей жене. Б.М. Кустодиев Парижский бульвар ночью. 1913 Пермская государственная художественная галерея А вот впечатления Кустодиева от кровавой корриды: “… и на арену стремглав выбежал громадный черный с белым бык — пролетел половину арены и остановился, выбирая, на кого броситься. К нему со всех сторон кинулись с плащами и начали его дразнить. ..Вот это самое противное и отвратительное. Бык, увидав лошадь, у которой завязаны глаза, кидается на нее и с размаха снизу вверх всаживает ей рога в живот или в бок, поднимает ее вместе с всадником... Пикадор, в то время, когда бык уже около лошади, пикой бьет его в шею и делает громадную рану, кровь ручьем бежит по шее. Лошадь [падает] замертво, [ее] оттаскивают, из живота как из фонтана у нее хлещет кровь ”, – уже в другом письме супруге. Но волжские просторы были ему милее парижских бульваров и залитой солнцем Испании: “Меня не прельщает Париж, Мадрид и Севилья, — писал Кустодиев В. В. Матэ, — меня тянет в Семеновское-Лапотное”. Б.М.Кустодиев. В усадьбе Павловское. Лето 1904. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина В начале ХХ века ярмарочная пёстрая жизнь торговцев и ремесленников в старинном селе била через край, заворожив художника яркими красками. На всю костромскую губернию славилась Семёновская ярмарка с её незатейливым, но добротно сделанным товаром: дугами и лопатами, бураками берестяными и вальками расписными, детскими свистульками, решетом и, конечно, лаптями. Крестьянский и торговый люд, знаменитые простонародные купчихи стали визитной карточкой художника. Масленичные гулянья, ёлочные торги и базары, вся палитра провинциальной жизни России была перед художником как на ладони. До 1915 года, начала обострения страшной болезни (саркома спинного мозга), художник часто наведывался в Семёновское, написав там картины “Село Семёновское” и “Старцев лужок ”. “Волга и Кустодиев неразъединимы. Поволжские города, ярмарки, розовые и белые церкви с синими и золотыми куполами, дебелые купчихи, купцы, извозчики, мужики — вот его мир, его матушка Волга и его Россия” , – так сказал о Кустодиеве его однокашник по Академии Иван Билибин. Д. Стеллецкий. Б.М.Кустодиев на мосту через р. Волхов на фоне Новгородского Кремля. Софийская звонница.Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина С не меньшим мастерством запечатлел художник природу волжского края – старые церквушки, деревянные добротные избы с резными наличниками и быт трудолюбивых крестьян. Так было и в усадьбе Павловское. Кода-то усадьба принадлежала Алексею Яковлевичу Поленову — автору труда "О крепостном состоянии крестьян в России". Его правнуками были выдающиеся художники – Владимир Дмитриевич и Елена Дмитриевна. В 1905 году Кустодиев приобрел у Бориса Константиновича Поленова, видного геолога, участок земли у деревни Маурино, построил дом-мастерскую – “Терем”. Здесь он писал картину "Девушка на Волге" и портрет самого геолога. Судьбу мастерской постигла печальная участь. В 1924 году художник просил Семеновской волостной исполком принять дом-мастерскую в дар. Дом был переделан под школу, но в начале 1940-х годов здание сгорело. Но остались сочные кустодиевские полотна и его дивная фотохроника. Выставка “Борис Кустодиев. Фотография, живопись” работает до 11 февраля 2018.