Первая женщина-режиссер в Грузии, или История Нино Гамрекел-Торели
Первая грузинская женщина-режиссер Нино Гамрекел-Торели родилась 11 января 1882 года в Кутаиси, где и получила начальное образование – окончила Кутаисскую женскую гимназию. Вскоре Нино ясно поняла, что сцена и актерство – это то, чему она хочет посвятить жизнь. И недолго думая, отправилась в Москву на драматические курсы при Малом театре. Но потом судьба направила грузинку в Баку. Тогда в Баку проживало сильное и талантливое грузинское сообщество. Основывались библиотеки, вечерние курсы, драматические кружки. Зародилась прекрасная традиция грузинских вечеров, на которых ставились грузинские пьесы, миниатюры и зарисовки из грузинской жизни, исполнялись грузинские народные песни и танцы. Пожертвования с подобных мероприятий обычно направлялись на благотворительность. А хозяйкой таких редких, но памятных вечеров всегда была уважаемая и несравненная Нино Гамрекел-Торели. Вскоре в Баку среди грузинских эмигрантов зародилась идея создать полупрофессиональный театр, дабы проживающие там грузины не теряли связь с грузинской культурой. И так случилось, что именно на его сцене в грузинской группе артистов Нино Гамрекел-Торели стала сначала актрисой, а потом и первой грузинской женщиной-режиссером. Благо, тогда в Баку жил и работал ее родной дядя – режиссер Котэ Месхи. Это происходило в 1906-1910 годах. Режиссер Котэ Месхи с друзьями Среди первых постановок Нино Гамрекел-Торели были спектакли "Господин и крепостной" и "Человек ли он?" по Илье Чавчавадзе, "Тамар Цбиери" и "Патара Кахи" по Акакию Церетели, а также постановки по произведениям Валериана Гуния, Габриэля Сундукяна и Эрнста фон Вильденбруха. "Тридцатого здесь грузинский вечер. Нужно поставить какую-то одноактную пьесу. Не знаю, что придумать. Неужели показывать народу только застолья, бои с кинжалами и хари-харале… В Тбилиси появилась новая пьеса "Дружба" Н. Шиукашвили. Пришлите ее мне", — просила Нино супругу Котэ Месхи. Вместе с режиссерской деятельностью Нино Гамрекел-Торели активно играла на сцене, брала на себя главные драматические роли. Женщину хвалила пресса, любила публика. Сама же Нино была очень самокритичной. Говорила, что если бы спектакли ставили другие, то она играла бы лучше. Но режиссерство к тому времени стала уже второй натурой Гамрекел-Торели. Перед тем, как поставить какую-то пьесу на сцене, она усердно изучала произведение, проводила глубокий анализ материала, составляла режиссерский план с подробными характеристиками всех персонажей. И только после этого приступала к репетициям. За время своего пребывания в Баку Нино Гамрекел-Торели показала публике около 65 пьес. Примечательно, что в 1909 году при театре открылась школа, где грузинскому слову обучались все желающие. И одной из первых учителей в заведение стала опять–таки Нино, которая очень помогала школе финансово, устраивала там детские представления и вечера. По ее же инициативе в Баку были созданы первые женские кружки. Все это благодаря неуемной энергии, трудоспособности и желанию Нино Гамрекел-Торели сделать жизнь лучше. В 1910 году Нино покинула Баку. В разные годы она работала актером и режиссером в театрах Кутаиси, Батуми, Чиатуры, Тбилиси, а также в Москве. Среди ее поздних постановок особенно хочется отметить – "Гость и хозяин" Важа-Пшавела, "Преступление Котэ" Накашидзе, "Разлом" Левренева. В 1920-1924 года Нино работала в Тбилисском государственном театре имени Шота Руставели, параллельно училась в драматической студии А.Пагава. О Нино Гамрекел-Торели как о выдающейся актрисе и режиссере часто писала столичная пресса. Отличительной особенностью Нино было то, что в литературных персонажах она всегда искала героя – будь то женщина, или мужчина Ценила в них высокую духовность, зрелость мысли, а главное – бесстрашие и стремление к свободе. Такой и сама она была. Из жизни первая грузинская женщина-режиссер ушла 27 марта 1935 году, совсем молодой – ей было 53 года.