Войти в почту

След русского Гамлета нашли в музее

В главном хранилище Ямала собрали коллекцию, посвященную Владимиру Высоцкому. В экспозиции – фотокадры из известных кинолент и спектаклей, а еще голосовые «сообщения» поколениям на сто лет вперед. Эта выставка приурочена к 80-летию легендарного исполнителя. Найти его след удалось среди пластинок, а остальное – дело техники. Так на выставке появились вещи и предметы эпохи, в которую жил и творил артист. В том числе проигрыватели, стоявшие во многих советских квартирах. В фонотеке обязательно была хоть одна пластинка с его концертом. Кстати, в МВК хранится та, что выпущена при жизни исполнителя. Теперь «боевые товарищи» передают дух эпохи в музее. В остальном музейщикам пришлось «химичить». И нужно сказать, что удалось им это неплохо: воссоздать образ героя экспозиции помогли артефакты из фондов. Кожаный плащ на спинке стула в этот раз представляет не хозяина, а киногероя – Глеба Жеглова. Чемодан в этой инсталляции имеет более общее значение – портала в личную и творческую жизнь Владимира Семёновича. Будучи женатым на француженке, Высоцкий часто мотался за границу. С гастролями дважды посещал США. В одной из поездок встречался с Иосифом Бродским, который подарил ему свой сборник стихов, выпущенный тогда ограниченным тиражом. И подписал: «Лучшему поэту в России, как внутри ее, так и извне». Исследовательскую работу для выставки «Я люблю, и значит, я живу» провела молодой специалист. Тем интереснее с ней общаться. Для Юлии Федоритенко знакомство с творчеством Высоцкого, как для человека выросшего на других кумирах, стало открытием. – Информацию собирала по крупицам. Искала статьи и сохранившиеся видеозаписи с интервью и спектаклей. Их немного, и зачастую они сняты иностранцами, – уточняет собеседница. – В театре на Таганке, где играл актер, руководитель Юрий Любимов не приветствовал съемки спектаклей. У некоторых отрывков из спектаклей в Сети даже количество просмотров небольшое, что удивительно. Потому что те же кадры спектакля «Жизнь Галилея», где он сыграл главную роль, потрясающие! Там Высоцкий перевоплощается в мужчину, которому в начале 46 лет, а в финале – 70. И он на сцене без грима, передавая возраст персонажа исключительно с помощью мимики и движений. На театральной сцене Высоцкий сыграл и Гамлета. Любимов признавался, что точно не стал бы ставить этот спектакль без такого актера. И почти десять лет он был единственным датским принцем в Москве. С кинолентами дело обстоит проще. В интернете можно найти всё, что и сделала исследовательница. На лекции она говорит и о первой ленте с его участием. Хотя своим дебютным сам Высоцкий всегда называл «Карьеру Димы Горина», но впервые на экране он появился в ленте «Сверстницы». Сказал всего две фразы, одна из них – «сундук и корыто». – Его фильмографию пересмотрела практически от и до, – признается собеседница. – Посмотрите на Жеглова и романтичного Дон Гуана в «Маленьких трагедиях» Пушкина! Какое перевоплощение. Сейчас я думаю, что он будет актуален всегда. Он – воплощение бунта, мятежа. По объему эта памятная выставка, от первого до последнего снимка, занимает не более двадцати шагов. И она бы так и смотрелась на бегу, если бы музейщики доверили ее лишь предметам. Они пошли дальше и подготовили лекции, в которых рассказывают о малоизвестных фактах из жизни поэта. Именно на этих беседах лекторы и рассказывают самое интересное. В том, что творчество Высоцкого будет востребовано всегда, уверен и Александр Вольф. По своей части он рассказывает об «Образе» рабочего класса в творчестве Владимира Высоцкого». В 2010 году ВЦИОМ провел опрос, чтобы определить, кого население считает кумиром двадцатого века. Высоцкого опередил лишь Гагарин. В том, что его глаголы и сегодня жгут сердца, нетрудно убедиться. Знаете, сколько участников у группы «ВКонтакте», посвященной его личности? 185 тысяч человек! Его творчество будет нам близко даже тогда, когда мы будем летать на машинах, а не ездить по дорогам, потому что в них, как и в стихах Есенина живет душа.

След русского Гамлета нашли в музее
© Красный Север