Довлатовские посиделки на берегу воображаемой реки

Студия театрального искусства (СТИ) представила на суд театралов премьеру — «Заповедник» по повести Сергея Довлатова. Художественный руководитель СТИ Сергей Женовач встречал зрителей у главного входа и кратко рассказывал историю работы над спектаклем. Несколько месяцев он и его артисты ездили в Пушкиногорье Псковской области, жили там, чтобы проникнуться атмосферой, о которой пушкинские строки: «Я твой: люблю сей темный сад, с его прохладой и цветами, сей луг, уставленный душистыми скирдами, где светлые ручьи с кустарником шумят». — Я не хотел заниматься пересказом сюжета повести Довлатова. Моя задача — создать поэтическое произведение в прозе, с беседами о любви, литературе, свободе, Боге, и, конечно, об Александре Сергеевиче, — пояснил «ВМ» Сергей Женовач. Художник спектакля Александр Боровский создал пространство, в центре которого мост из дерева, причал и воображаемая река. Главного героя — писателя Бориса Алиханова (у него два возможных прообраза — сам Довлатов, который работал в музее в Михайловском, и поэт Иосиф Бродский, трудившийся экскурсоводом в Пушкиногорье) играет Сергей Качанов. Обликом, тишиной и скромностью он больше напоминает Бродского, а вот его речь и мысли — довлатовские: саркастичные, беспощадные, ядовитые. Алиханов приезжает в Заповедник, выходит на берег реки и умывается чистой водой из того самого «светлого ручья». Тут же, как в сказке, появляется бутылка водки, чертом из табакерки выскакивает злостный нарушитель общественного покоя, буйный пьяница Валерий Марков (Даниил Обухов) и начинаются полупьяные, полусерьезные разговоры о том, кому на Руси жить хорошо, и где, в чем может быть счастье? Герой Довлатова находится в ситуации выбора и жадно ищет пути выхода из тупика. Буйный диссидент (так он себя называет), Марков делится с ним идеей фикс — уехать на Запад, дабы выбраться из «темного царства» советской несвободы. В процессе к главному герою присоединяются другие персонажи — беллетрист Стасик Потоцкий, ленинградский экскурсовод Володя Митрофанов и, конечно, прекрасные музы: Татьяна (Екатерина Васильева), Аврора (Екатерина Копылова) и Галя (Дарья Муреева). Приезжает из Москвы школьная учительница Натэлла (Варвара Насонова). Без женщин (в афише спектакля четкое разделение ролей, прямо как в учебнике по главкам: женщины и мужчины) в Михайловском нельзя. Отсюда писал Пушкин письмо Анне Керн. Здесь была его няня — Арина Родионовна. И в Михайловском Пушкин сочинил основные главы романа в стихах «Евгений Онегин». Поэтому главную женскую героиню по аналогии зовут Татьяна. Она — вышла-таки за Онегина XX века — Алиханова, и стала его спутницей. — К сожалению, очень медленно возвращаются к нам те писатели, которые уехали из страны. И я счастлив, что удалось прикоснуться к творчеству этого человека, — подчеркнул Сергей Женовач. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Довлатовские посиделки на берегу воображаемой реки
© Вечерняя Москва