Войти в почту

Большой. Великий. Неповторимый

История Большого театра началась с хорошего настроения и энергичного росчерка, который государыня императрица Екатерина II поставила под приказом, отдавая князю Петру Урусову так называемую привилегию «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады» сроком на десять лет. Князь благодарно поклонился, императрица милостиво улыбнулась: приятно быть для подданных не только грозной, но и милой! Никто тогда не думал, что этот эпизод войдет в историю как день основания московского Большого театра. Это случилось 28 марта 1776 года. Хороший день! Закаленный огнем Место для театра нашли почти в сердце города, на правом берегу Неглинки. Но с этого момента рок будто испытывал театр на прочность. Построенное Урусовым здание сгорело еще до открытия. Денег же на его содержание шло столько, что князь при всей любви к искусству скрипел зубами. Однако, когда у него появился компаньон, предприниматель Майкл Медокс, обрусевший англичанин, дело пошло. Медокс, в общем-то, был тот еще хитрец и в чем-то даже прохиндей — если можно так назвать предпринимателя в хорошем смысле этого слова. Он был умелым эквилибристом и способным театральным механиком, а также лектором, который к восторгу публики демонстрировал всякие оптические приборы и иные рукотворные чудеса. Власти были очарованы его предприимчивостью и деловитостью. Он построил театр споро, и, поскольку он находился у Петровки, называть его стали Петровским. 30 декабря 1780 года состоялось открытие, на котором давали балет-пантомиму и пролог «Странники». Это было первое в Москве публичное театральное здание, не имевшее аналогов по красоте, удобству и величию. Публика была восхищена! Три этажа кирпичного здания и его начинка обошлись Медоксу в 130 тысяч рублей — против 80 тысяч по смете. Партер, три яруса лож, галерея, «маскерадная зала в два света» и «карточная»… Билет в ложу стоил от 300 до 1000 руб лей, а в партер — 1 рубль! За годы владения театром Медокс поставил 425 (!) оперных и балетных спектаклей. Но содержать театр ему становилось все труднее. Он постоянно просил денег у Опекунского совета, делал долги, к тому же очарование прошло, и власти были недовольны его деятельностью как антрепренера. Когда срок «привилегии» Медокса истек, управление театром отдали Опекунскому совету, под «пригляд» князя Волконского, имевшего едва ли не лучшую домашнюю театральную труппу. Через несколько лет, в 1806 году, в результате различных реформаций театр обрел статус императорского, но до этого... сгорел еще раз! Простояв четверть века, он занялся огнем 8 октября 1805 года. Уже вполне профессиональная труппа театра начала выступать на частных сценах, а за постройку театра взялся знаменитый Карл Росси. Благодаря ему на Арбатской площади возник истинный шедевр! Только простоял он недолго, ибо снова сгорел — вместе с родной для театра Москвой, во время нашествия Наполеона — в 1812 году… Конкурс на проект нового здания объявили в 1819 году. Профессор Академии художеств Андрей Михайлов сделал изумительный проект, но уж больно дорогой! Решение принял губернатор, князь Дмитрий Голицын: архитектору Осипу Бове было велено проект доработать, и тот исправил его, сделав и дешевле, и... лучше. В июле 1820 года началось строительство нового здания театра. Боже, какая это была красота! Портик, восемь колонн, Аполлон на колеснице с тремя конями... 6 января 1825 года новый Петровский театр был открыт. Теперь он стал Большим Петровским, поскольку правда был больше прежнего. Народу на открытие прибыло столько, что его повторяли на следующий день, и то всех не удовлетворив... Новый театр был продуман до мелочей и невероятно удобен. Галереи для прохода зрителей, лестницы, гардеробные, зал на 2000 человек! Тридцать лет театр восхищал людей, тридцать лет! Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 года вспыхнул пожар, который за три дня уничтожил все. Обгоревший каменный остов и колонны портика — это было все, что от него осталось. ... Из трех архитекторов, которые принимали участие в конкурсе на лучший проект, всех обошел профессор Петербургской академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Про него можно было бы написать отдельный материал! Он не строил — творил... Уже в мае 1855 года была завершена разборка руин и началась реконструкция здания. Строительство шло стремительно: надо было завершить его к церемонии коронации императора Александра II. Большой театр вновь открылся 20 августа 1856 года. Большой стал еще больше, точнее выше на четыре метра. Портики с колоннами Бове сохранились, но фасад несколько изменился: появился второй фронтон, тройка Аполлона стала квадригой, отлитой из бронзы. Но главное — Кавос добился фантастической акустики. Расширилось и пространство зала, что позволило сделать аванложи — маленькие гостиные, в которых можно было принимать визитеров из других лож или партера. Сколько секретов знали эти аванложи, как политических, так и личных! 2300 зрителей отлично располагались на шести ярусах, члены царской семьи сидели в ложах у сцены. Парадная же царская ложа была расположена напротив сцены. Малиново-золотое убранство театра поражало даже искушенных богатеев... Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 года, а уже 13 марта был открыт Государственный Большой театр. Роковой февраль, а затем и октябрь 1917-го перелицевали историю.

Большой. Великий. Неповторимый
© Вечерняя Москва