В театре имени Пушкина устроили "Семинар" по писательскому мастерству
Пьеса, собравшая немало лавров на Бродвее (не в последнюю очередь благодаря достославному Алану Рикману, сыгравшему в ней ключевую роль), до российских подмостков добралась относительно быстро – всего через шесть лет с момента первой премьеры. Сергею Аронину удалось перевести незамысловатую в общем-то историю о том, как на практике воплотить в жизнь ещё один вариант “великой американской мечты”, на язык русского психологического театра, сохранив при этом лёгкость и темпоритм первоисточника. Современная литература подчиняется закономерностям, немыслимым для писателей не то что девятнадцатого, но даже значительной части двадцатого столетия. Неизменным остаётся лишь провидчески сформулированное Тютчевым “нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся”. В случае с персонажами “Семинара”, написанное ими отзывается в первую очередь в их собственных судьбах. Четверо целеустремлённых и совсем не бездарных молодых людей выкладывают круглую сумму за частный семинар по писательскому мастерству. В этой маленькой компании каждый не тот, кем хочет выглядеть в глазах окружающих. И выявление этой двойственности – главная и самая трудная задача, стоящая перед молодыми актёрами. Фото: театр имени А.С. Пушкина Кейт прекрасно себя чувствует в плотном коконе фантазий в духе Джейн Остин, из которого даже не думает выбираться, шесть лет переписывая коротенький рассказ в надежде сделать из него шедевр. Эльмира Мирэль с предельной достоверностью играет все стадии пробуждения этой “спящей царевны”, которая оказывается способной ярко, образно и точно отражать непридуманную жизнь. А вот милашка Иззи во всю прыть рвётся на литературный олимп и все средства в этой гонке для нее хороши. Но Анастасия Лебедева играет отнюдь не примитивную карьеристку, но женщину, превращающую свою сексуальность в топливо для вдохновения. Везунчик Дуглас уже успел, благодаря влиятельному дядюшке, опубликовать несколько опусов в достаточно известных изданиях, и на первый взгляд ему этот семинар ни к чему. Игорь Теплов безжалостно срывает со своего героя маску подающего серьезные надежды беллетриста, под которой обнаруживается ловкий подмастерье, предел возможностей которого – душещипательные сценарии для голливудских сериалов. И, наконец, мизантроп и зануда Мартин, единственный из всех, кто до последней возможности откладывает демонстрацию плодов своего труда, не упуская при этом случая покритиковать созданное собратьями по перу. Антон Феоктистов сумел вскрыть панцирь, которым окружил себя его герой, чтобы защитить от грубости этого мира свою слишком чувствительную, ранимую душу. Фото: театр имени А.С. Пушкина Руководит семинаром многоопытный редактор, известный писатель-документалист, а в прошлом ещё и талантливый беллетрист Леонард (с какой ироничной небрежностью играет его Андрей Заводюк). Мэтр видит своих подопечных насквозь: они не обделены способностями, но писательство для большинства из них не столько призвание, сколько способ взобраться по лестнице славы так высоко, как только получится. Вся его антипедагогичность на самом деле искусно встроенная игра: человек учится только тому, чему сам хочет научиться. Жизнь штука жёсткая – Леонард это испытал на себе – для снятия шелухи с дремлющих дарований больше всего подходят ежовые рукавицы: тот, кто не сломается, добьется того, к чему стремится. Но главный талант своего героя – не педагогический, а писательский – передать который было сложнее всего, актёру удалось филигранно воплотить всего в нескольких скупых штрихах, когда Леонард и Мартин вместе склоняются над письменным столом. Так какой же семинар ведёт Леонард на самом деле? Что открывает он своим молодым коллегам? Навыки составления слов в хорошо продаваемые (ведь именно так переводится на русский многоуважаемое ныне понятие “бестселлер”) тексты? Или искусство выжить в мире, который щедр к посредственностям, играющим по общим правилам, и жесток к талантам, смеющим жить по законам, которые по точному определению Пушкина “ими самими над собою поставлены”?