Цыганский театр «Ромэн» в САО отмечает свой 87-й день рождения
24 января 1931 года состоялось торжественное открытие студии «Индо-Ромэн», а уже через месяц она показала свою первую работу – представление в двух частях. Первая – обозрение «Атася и дадывес» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, вторая – инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». Режиссёром-постановщиком первой работы студии был М. Гольдблат, художник – А.Тышлер, композитор – С. Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Цыганская студия 16 декабря того же года показала свой первый трехактный спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах» о сложном переходе цыган к осёдлой жизни, о молодежи, порывающей с прошлым. После премьеры студию переименовали в «Цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, художественным руководителем театра Моисей Гольдблат, а вчерашних студийцев стали называть актёрами. Напомним, что театр «Ромэн» – единственный в мире репертуарный театр, своим рождением обязан богатой культурной традиции московских цыганских хоров. Возникновение первого цыганского хора в Москве относится к последней четверти XVIII века, этот хор дал мощный толчок развитию цыганского хорового исполнительства в России, его появление привело впоследствии к возникновению цыганского театра. Идея создания театра возникла в 1930 году у активных молодых цыган, имевших опыт выступлений в частях Красной армии, в клубах перед рабочими и московской интеллигенцией. Сформулировали эту идею Георгий и Иван Лебедевы (выросшие в семьях потомственных хоровых цыган) и поделились ею с молодым режиссёром – учеником В.Мейерхольда – Моисеем Гольдблатом. Комсомольцы решили пойти в Наркомпросс, где их поддержал А. В. Луначарский. Сегодня театр «Ромэн» для цыган всего мира является центром цыганской национальной культуры, в репертуаре которого разножанровые спектакли: по классическим произведениям «Грушенька», «Графиня - цыганка», «Колокола любви», «Колдовская любовь», пьесы, специально написанные для театра «Подкова счастья», «Цыганская невеста», «Клятва» и др. Особое место в афише занимает легендарный спектакль «Мы – цыгане». Его авторы – Иван Ром-Лебедев и Николай Сличенко определили жанр этого спектакля – народное музыкальное зрелище, прежде всего потому, что подлинно цыганское искусство выросло из народной стихии, и ею, отмечено. Этой стихией овеян, окрашен, одухотворён каждый эпизод спектакля, пронизанный музыкальным, песенным, танцевальным цыганским фольклором.