Коллекция русского авангарда в Гентском музее может быть полностью поддельной, подозревают эксперты
Группа экспертов по русскому искусству выступила с открытым письмом, в котором работы, представленные в музее бельгийского города Гента описаны как "очень сомнительные". До проведения экспертизы специалисты воздерживаются от термина "подделки", однако приведенные ими аргументы выглядят весьма убедительными. В числе экспертов, поставивших свои подписи - Александра Шатских (автор монографий о Малевиче), Наталья Мюррей (куратор лондонской выставки "Революция: Русское искусство 1917-1932 годов"), Вивиан Эндикотт Барнетт (автор каталогов-резоне Кандинского и Явленского), Константин Акинша, Джеймс Баттервик и многие и другие, отмечает "Артхив" Сомнения специалистов вызвала выставка "Русский модернизм", которая открылась в Музее изящных искусств Гента 20 октября, когда в официальную экспозицию музея были включены 26 работа, предоставленных на условиях долгосрочной аренды фондом Dielegem российских коллекционеров Игоря и Ольги Топоровских. В выставку были включены ранее неизвестные широкой публике работы Натальи Гончаровой, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко, Владимира Татлина, Михаила Ларионова и других мастеров. Бельгийская пресса особо заинтересовалась историей формирования коллекции Топороских, которая не позволяет сделать однозначный вывод о происхождении работ. А в открытом письме экспертов отмечается, что представленные произведения "не имеют выставочной истории,никогда не были воспроизведены в серьезных научных публикациях и не имеют проверяемых отчетов о продажах. Выставленные картины Василия Кандинского и Алексея фон Явленского не включены в каталоги-резоне, международно признанные как окончательные источники для аутентификации произведений этих мастеров. Такие предметы, как туесок и прялка, якобы расписанные Малевичем, не имеют известных аналогов, и не существует никаких современных свидетельств,которые бы просто упоминали о том, что Малевич когда-либо был вовлечен в оформление подобных предметов". Обращает на себя внимание и тот факт, что некоторые работы имеют явное сходство с известными работами из музейных собраний, при этом они модифицированы по одному и тому же принципу. Так, например, "Обнаженная" Татлина из Гента стоит - в то время как на одноименном полотне из коллекции Третьяковской галереи героиня сидит. "Еврейская Венера" Ларионова из Гента сидит - в то время как такая же Венера из Екатеринбургского музея изображена лежащей. На запрос портала Artnet пресс-секретарь музея сообщил, что музей не отвечает за подлинность произведений - это ответственность предоставившего картины коллекционера. Отметим, русский авангард пользуется неизменной популярностью у производителей поддельных предметов искусства, чему в немалой степени способствуют высокая цена и тот факт, что за рубежом русские авангардисты не так подробно изучены, как в России. Совсем недавно в Дюссельдорфе разразился скандал - эксперты признали поддельной картину "Черный прямоугольник, красный квадрат", приписываемую Казимиру Малевичу. К сомнительным были отнесены еще 40 работ, переданных в художественную галерею из частного фонда. Ранее музей-заповедник "Ростовский кремль" объявил поддельными пять полотен, подаренных коллекционером и меценатом князем Никитой Лобановским-Ростовским. При этом князь отправлял в Ростов авангардистские полотна с экспертными заключениями, выданными западными специалистами. В 2013 году в Германии была разоблачена целая международная группировка, продававшая фальшивые картины под видом работ русских авангардистов. Мошенники копировали стиль художников, печатали поддельные сертификаты и продавали картины за тысячи евро, выдавая их за неизвестные ранее работы Малевича, Василия Кандинского, Алексея Явленского, Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Таким образом они заработали несколько миллионов евро.